Елена Климочкина
Комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс занятий по патриотическому воспитанию дошкольников.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Публикация «Комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – важная задача всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме в рамках одного предмета способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к данной теме; связь одной темы между разными учебными занятиями, разными видами деятельности способствует повышению интереса у детей; широкое применение игровых моментов позволяет повысить уровень познавательной активности детей. Следовательно, всё, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения – оказываются наиболее прочными и являются основой дальнейшего развития личности ребёнка.
Цель всего комплекса занятий - это способствовать формированию у детей любви и привязанности к своей семье, к родному городу, родной стране.
Ставились следующие задачи:
- прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации;
- воспитание уважения к труду;
- знакомство детей с символами государства;
- формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;
- воспитывать уважение к членам своей семьи;
- создавать условия для совместной работы педагога и семьи по возрождению семейных традиций.
Тема №1 «Символы страны».
1 Флаг. Знакомство с понятием «символ» страны. Рассматривание флага. Рассказ педагога о цветах флага, их обозначении. Сравнение Российского флага с флагами других стран. Вопросы по рассказу:
- если вместо белого цвета в нашем флаге будет другой цвет, то он будет считаться флагом России?
2 Герб. Рассматривание герба затем дети пытаются самостоятельно описать герб. (Отвечая на вопросы: Что изображено на гербе? Какого цвета герб страны? Какой формы). Рассказ педагога об обозначении рисунка на гербе (орёл как царская птица, две голова как восток и запад, большая корона – единство). Вопросы к детям: где вы встречали этот символ страны? (на документах, деньгах); гербы других стран может быть похож на герб России?
3 Гимн. Прослушивание гимна страны. Вопросы к детям: как вы поняли значения слова «гимн»? где вы слышали его?
4 Столица. Что означает это слово?
5 Творческая работа. Рисуем Российский флаг.
Тема №2 «Город – деревня»
1 Закрепление понятий: «символ» страны, «герб», «гимн», «флаг». Что значит главный город страны? Как он называется? Есть другие города в нашей стране?
2 Символы Касимова (герб, флаг). Где вы их встречали. Что есть в нашем городе? (дома, больница, магазины, вокзал, библиотеки, школы) Какие у нас улицы? Какие дома? На чём мы передвигаемся по городу? (городской транспорт, автомобили, пешком) Сможем пешком дойти до другого конца города? Много машин в городе? Что в городе сделано, чтобы переходить пешеходам дорогу?; чтобы машины знали как ездить по дорогам, в каком порядке? (пешеходные пешеходы, разметка, знаки дорожного движения, светофоры)
3 Кроме города где ещё живут люди? (деревня) Что такое деревня? Есть ли там дома, больницы, магазины как в городе? Какие и почему? (вывод о количестве жителей города и деревни) Почему в городе стали строить большие дома?
Устное сравнение города и деревни, их сходства и различия.
4 Задание по закреплению изученного материала.
Что относится к городу, а что к деревне? Почему ты так считаешь? (дети по очереди выходят к доске, выбирают рисунок, объясняют, делают вывод)
5 Домашнее задание. Если вы встретите за эту неделю где-то символы нашего города, то запомните, где вы их видели (на улице, в здании, в каком месте). Узнать название улицы на которой вы живёте, что это название обозначает. (Работа ребёнка и родителей)
Тема №3 «Дома бывают разные»
1 На примере животных подходим к изучению новой темы: Куда торопится лиса после охоты? (нору) Что ищет медведь себе на зиму? (берлогу) Куда муравей несёт палочку? (муравейник). Посмотрите на рисунок, кто там нарисован (страус, а ещё что? (гнездо) Для чего оно ему? (спать, высиживать яйца).
То есть гнездо для страуса – это дом. А для остальных животных нора для лисы, берлога для медведя, муравейник для муравья (дом) Как они выглядят? (ответы детей). У нас с вами как дома выглядят? Как и у животных дома у людей тоже называются по-разному. Хотите узнать как?
2 Рассматриваем рисунки:
-Кирпичный многоэтажный дом.
-Деревянный одноэтажный дом.
-Иглу (зимний дом эскимосов)
-Дом на сваях.
-Типи (вигвам - дом индейцев).
Вопросы по каждому рисунку:
Как вы думаете из чего этот дом?
Тепло в этом доме?
Надолго он строится?
Рассказ педагога об особенностях каждого дома.
Кирпичные многоэтажные дома строятся в больших городах, это связано с экономией территории в городе. К каждому дому подводится электричество, отопление.
Деревянный одноэтажный дом чаще встречаются в деревне, в селе. Он строится из брёвен и отапливается дом каждый отдельно с помощью печей, каминов.
Иглу строится из плотного снега. Из снега вырезаются кирпичи и как можно плотнее прижимают друг к другу. Это временное зимнее жилище эскимосов, в котором они спасаются от снежных бурь и морозов.
Дом на сваях строят на берегах тёплых морей. Свая – это бревно, забитое в землю для опоры сооружения. Для чего такие дома людям нужны? (Дети пробуют ответить)
Типи (вигвам - дом индейцев).
Тема №4 Творческая работа (2 занятия)
1 этап. Беседа о традиционных нарядах разных народов.
2 этап. Рисуем узоры на шубке эскимоски, раскрашиваем её. (Педагог вырезает эскимосок)
3 этап. Беседа о народах Чукотки (чукчах, эскимосах); о традиционных занятиях эскимосов (морской зверобойный промысел, оленеводство, охота)
4 этап. Дети составляют композицию из элементов и приклеивают их к основе. Дорисовывают недостающие детали.
Тема №5 «Семьи бывают разные»
1 На примере сказочных, мультипликационных героев узнаём какие бывают семьи.
2 Какие семьи бывают у людей? (рассказ детей:)
Вывод :
- папа-мама-ребёнок,
- папа-ребёнок,
- папа-мама-ребёнок-бабушка-дедушка,
- и др.
Все варианты, которые мы с вами назвали, можно объединить одним словом СЕМЬЯ.
А если все эти люди живут в разных домах, их можно назвать семьёй? Так же они будут помогать друг другу, поздравлять с праздниками, гулять, ходить в гости? Значит, люди могут жить в разных домах, городах и даже странах, но всё равно будут семьёй.
3 Синонимы слова «семья». Дети подбирают похожие слова к слову «семья» (родня, родственники, близкие люди, друзья, любимые).
4 Творческое домашнее задание: нарисуй свою семью.
Тема №6 «Защитники отечества»
1 На кануне «Дня защитника отечества» проводится беседа посвящённая этому празднику. Для чего нужны защитники отечества? Что именно они защищают?
2 Танкист – танк. Что это за техника (показ рисунка) Кто ей управляет? Что именно и как защищает танкист нашу Родину? Посмотрите, как выглядит танкист и его форма. Что в ней необычного на ваш взгляд? (шлем танкиста).
3 Лётчик – самолёт. Что это за техника (показ рисунка самолёта) Кто ей управляет? Что именно и как защищает лётчик нашу Родину?
4 Десантник – парашют. Что это за техника? Кто ей управляет? Что именно и как защищает десантник нашу Родину?
5 Моряк – корабль. Что это за техника? Кто ей управляет? Что именно и как защищает моряк нашу Родину? Посмотрите, на форму моряка, отличается она от остальных? Чем?
6 Подводник – подводная лодка. Что это за техника? Кто ей управляет? Что именно и как защищает подводник нашу Родину?
7 Задание на закрепление изученного материала.
8 Творческое домашнее задание. Выберете, какая военная профессия вам понравилась больше. Попробуйте изобразить, сконструировать или сделать аппликацию на тему «Военная техника».
Тема №7 «Профессии»
1 Беседа. Уточнение смысла понятия «профессия»
2 Работа с иллюстрациями по плану:
- какая специальная одежда у этой профессии;
- какими инструментами пользуются люди этой профессии;
- результат их работы.
Рассматривались такие профессии, как садовник, строитель, врач, повар, художник.
3 Работа по закреплению изученного материала.
Идет работа по плану:
- назови что изображено,
- в чём их сходство?
- в чём различие?
- кто управляет?
Необходимо соединить два рисунка, которые подходят друг к другу по смыслу, и объяснить, почему ты так думаешь.
4 Творческое домашнее задание.
-Нарисовать профессию одного из родных, которая тебе больше всех понравится. (Работа ребёнка и родителей)
На следующем занятии дети показывают свои рисунки и рассказывают что нарисовали, какую профессию.
Тема №8 «Специальный транспорт»
1 Знакомство с понятием «транспорт»
2 Виды транспорта: воздушный, водный, наземный, подземный.
3 Наземный специальный транспорт (полиция, скорая помощь, пожарная, газовая служба, служба спасения). Рассматривание иллюстраций, рассказ детей о каждом виде специального транспорта.
4 Работа по закреплению изученного материала.
Нарисовать куда едет каждая машина, объяснить почему. (пожарная машина к горящему дому, скорая помощь в больницу, почта на почтамт, машина перевозящая продукты в магазин). Какие машины относятся к специальному транспорту, а какие нет?
Тема № 9 «Военные награды ВОВ»
1 Беседа о наградах ВОВ.
2 Раскрашиваем ордена, медали ВОВ.
3 Посещение выставки Дома детского творчества посвященной 70-летию Победы.
4. Проведение тестирования по всему комплексу занятий.