Любовь Ширяева
Сказка в патриотическом воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
СКАЗКА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ширяева Любовь Викторовна
МБДОУ д/с № 27
1. Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. ЧувствоРодины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Публикация «Сказка в патриотическом воспитании дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
2. Характеризуя создавшееся в стране положение, В. В. Путин говорит о том, что даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. «Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» - говорит В. В. Путин.
3. Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается тенденция к снижению традиций русского народа, его обычаев. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Устное народное творчество, особенно сказки, активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает, его восприимчивость, эмоциональность. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное
4. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
• дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
В русских народных сказках мы встречаем смелость и трусость, трудолюбие и леность. В сказках лежат основы доброты, справедливости и дружелюбия. Так репку тянуть всей семьей – взаимопомощь, Кот за петуха горой – помощь друга, Морозко – трудолюбие, которое обязательно оценят и лень, которая будет наказана.
5. Во всех сказках преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрые советники. Этот персонаж всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы, которые олицетворяют собой народные мечты.
6. Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.
7. Женщины в русских народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) — все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.
Положительные герои - мужчины, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
8. Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера. Например, Лиса — плутовка и обманщица. Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам. Она будет притворяться слабой, пускать в ход красноречие, чтобы добиться своего. Но Лиса часто наказывается за свои проделки (получает заслуженное наказание за обман, особенно если ее хитрости причиняют серьезный вред кому-то из героев.
Волк олицетворяет жадность и злобу. Но, в то же время, он глуп и легко поддается обману состороны более хитрых персонажей сказки. Особенно часто встречается противостояние Волка и Лисы. Но добрые и умные персонажи всегда побеждают волка.
9. Русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым. Вот небольшие советы, как правильно читать сказку. Мотив благодарности прослеживается во многих сказках - в "Василисе Прекрасной", например, герой пощадил зверя: не убил, не съел, помог, спас ему жизнь просто из милосердия - и это впоследствии окупается.
Многие сказки отражают первобытный обряд инициации: неопытный юнец уходит в неизвестное, подвергается испытаниям и возвращается домой настоящим мужчиной. В "Молодильных яблоках" герой без коня он не получил бы яблок, без царевны не получил бы коня. Он проявил не только умение терпеливо и методично идти к достижению своей цели, но проявил изобретательность и вернулся домой и с царевной, и с конём, и с яблоками.
А вот печальная история: колобок в большом мире. Мир полон опасностей. Если бы колобок не двинулся с окна, то у него не было бы шансов прожить даже эту малую жизнь - бабка с дедкой съели бы его. Колобок воспользовался случаем - и проиграл, потому, что сам виноват был.
10. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях и формах работы с детьми дошкольного возраста.
11. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Приобщайте детей к истокам народной культуры, Сказки, загадки, пословицы, поговорки, с которыми вы знакомите детей, закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине.
12. Спасибо за внимание.
13. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. -М. : ЦГЛ., 2005
2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.
3. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». –М. : АРКТИ, 2004
4. Казакова Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С. 8-9
5. Ковалева Г. А. «Воспитываем маленького гражданина» - М. : АРКТИ, 2005
6. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М. : Линка-Пресс,2003