Получи документы

Система наблюдений как одно из условий развития познавательных интересов у детей 4–5 лет

Чернова Светлана
Система наблюдений как одно из условий развития познавательных интересов у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ как средство реализации задач ОО «Познание»

"Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать".

В. Сухомлинский.

ФГОС ДО одним из важных направлений развития дошкольников определяет познавательное развитие (п. 2.6. ФГОС ДО).

Задачи познавательного развития направлены на :

- развитие интересов детей, становление сознания;

Публикация «Система наблюдений как одно из условий развития познавательных интересов у детей 4–5 лет» размещена в разделах

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах окружающего мира, об особенностях природы.

Развитию познавательного интереса способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение, так как это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. Именно наблюдение является эффективным методомознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриванием картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т. д.

Таким образом, наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.

Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.

Метод наблюдения в познавательно – исследовательской деятельности детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей.

Наблюдение являются эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через него ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.

Структура и содержание наблюдения.

Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны.

1)Начало наблюдения.

Задача данного этапа – концентрация внимания детей.

В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения.

2)Основная часть.

Задача данного этапа - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом.

3)Завершение наблюдения.

Задача данного этапа - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний.

Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Классификация наблюдений :

- по продолжительности наблюдения могут быть : кратковременные (в течение нескольких минут - за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой) и длительные (от нескольких дней до нескольких месяцев - за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком).

- по форме организации детей наблюдения бываю индивидуальные, подгрупповые и фронтальные;

-по степени активности детей : по инициативе воспитателя и по инициативе детей;

- по этапам усвоения знаний: первичные, повторные, сравнительные, итоговые.

- по характеру познавательных задач : распознающие и воссоздающие.

Распознающие наблюдения - это наблюдения для формирования у детей представлений о разнообразии растений, животных, объектов неживой природы, представлений детей о свойствах и качествах предметов и объектов природы (величина, форма и т. д., а также о связях наблюдаемых объектов с другими. Воссоздающие – это восстановление картины целого по отдельным признакам.

Виды наблюдений.

1) Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).

2) Наблюдения за живой природой (цветы, деревья. кустарники).

3) Наблюдения за транспортом (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная группа – экскурсия).

4) Наблюдения за живым объектом.

5) Наблюдения за трудом взрослых (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная – экскурсии).

Требования к организации наблюдения.

При организации наблюдения педагог задает вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. При этом не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно – бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10 – 15 минут. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе - "птичья столовая" и т. д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная "копилка" - картотека наблюдений, в которой содержатся цель, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.

Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений :

1) Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно.

2) Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений.

3) В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.

4) Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

5) Наблюдение должно возбудить интерес детей к окружающему, желание как можно больше узнать.

6) Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги, рисование, лепка, беседы и т. д.).

7) В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

Роль педагога.

Запомнить происходящее с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения.

В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей, например: «Что происходило с деревьями в разные сезоны». Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1) Устанавливать факты;

2) Формировать связи между частями объекта;

3) Накапливать представления у детей;

4) Проводить сопоставления;

5) Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

В процессе наблюдений дети учатся : видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. У детей формируются такие социально – нормативные возрастные характеристики, как:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Одним из способов наблюдений в своей работе я использую «Круги Луллия»

«Волшебные круги (или кольца) Луллия»

Познавательно-речевое развитие человека - одно из основных условий его саморазвития, успешности в течение всей жизни. Поэтому, развитие познавательных и речевых способностей у детей 3 - 7 лет - одно из приоритетных направлений дошкольного образования.

В 18 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен - познание языка и мира в их взаимосвязи.

Кольца (круги) Луллия прочно заняли свое место в педагогике и в наше время. Они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Такой методический прием, как кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения, логического мышления, произвольного внимания и совершенствования грамматической стороны речи.

Кольца Луллия - это средство многофункционального характера, для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно предполагает самостоятельный выбор ребенком темы, учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Эта способностьявляется ключом к становлению творческого мышления и развитию интеллекта.

«Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Кольца Луллия представляют дошкольникам, как чудесные кольца или загадочные круги.

Конструкция данного пособия очень проста:

• На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра.

• Сверху устанавливают стрелку.

• Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Для работы с детьми 3-4 года целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми 5-6 лет используют два - три круга (4-6 секторов на каждом). Дети 6-7-летнего возраста вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

• На них располагаются картинки (рисунки, слова, цифры, предметы окружающего мира).

• Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.

Основная цель: развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения.

Задачи:

-развивать познавательную активность;

-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);

-формировать элементарные математические представления;

-совершенствовать грамматический строй речи;

-развивать моторику и координацию движений рук.

Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний;

2. На развитие воображения, фантазии и творчества.

Пособие можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.

Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на 3 типа :

1. Подбор соответствия.

2. С элементами случайности в установке колец.

3. Игры на развитие творческого воображения.

Пример:

Рассмотрите пособие. Попробуйте покрутить кольца и стрелку

1. Задание:

Попробуйте найти реальное сочетание под стрелкой и объединить картинки, формирующие реальную картину мира.

Затем, составьте предложение, объединяющее в себе все эти объекты.

2. Задание:

«Где чей домик?», «Птицы», «Форма и цвет», «Кто чем питается?»

В результате работы с кругами Луллия у дошкольников:

- систематизируются знания об окружающем мире;

- о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);

- формируются элементарные математические представления;

- развивается творческое воображение и мышление;

- обогащается словарный запас;

- формируется умение свободно высказывать свои мысли;

- появляется переход от односложных предложений к развёрнутым текстам;

- вырабатывается формулировка и решение проблемы.

Мы живем в стремительно изменяющемся мире, в эпоху информации, и не представляем свою жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

ТРИЗ – методология «Круги Луллия», как и многие другие инновационные технологии и методические приемы, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегративная игра как форма развития познавательных интересов у детей. Занятие «Платье для Золушки» .

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Презентация «Центр «Государственной символики и символов», как условие развития познавательных интересов детей» «Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Использование макетов в уголке природы для развития познавательных интересов младших дошкольниковИспользование макетов в уголке природы для развития познавательных интересов младших дошкольников Маленький ребенок по сути своей – неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, насколько интересен окружающий.

Мотивирующая образовательная среда, как система условий развития детей Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся.

Презентация «Живые стены», как одно из условий Рппс» Представляю вашему вниманию "живые стены" по оформлению стен в нашей группе. Селестен Френе считал, что благодаря развивающей среде, ребенок.

План по самообразованию «Использование ИКТ для развития познавательных интересов дошкольников через экспериментирование» План работы по самообразованию Васильевой Валентины Александровны на 2016-2017 учебный год. Воспитатель детского сада. Среднее специальное.

Социальная ситуация развития как одно из условий формирования психики дошкольника Социальная ситуация развития как одно из условий формирования психики дошкольника. Понятие «Ситуация социального развития»(с. с. р.) ввел Л. С. Выготский.

Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Значение предметно-развивающей среды для развития познавательных интересов у детей 5–6 лет Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система наблюдений как одно из условий развития познавательных интересов у детей 4–5 лет
Опубликовано: 27 июня 2018 в 14:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система наблюдений как одно из условий развития познавательных интересов у детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Чернова Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД