ИВАННА АНИСИМОВА
Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о безопасном поведении через ознакомление с ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Анисимова Иванна Ивановна
Воспитатель старшей группы ЦРР «Узнавайка» г. Якутск
Аннотация
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Консультации для педагогов
- ПДД. Правила дорожного движения
- Темочки
Статья посвящена актуальной нa сегодняшний день проблемам, возникающие при обучении детей дошкольного возраста Правилам поведения на дороге в современных условиях и показывает актуальность данной темы. Материал полезен методистам, старшим воспитателям и воспитателям ДОО, родителям дошкольников, педагогам дополнительного образования, инспекторам по работе с общественностью ГИБДД.
Воспитaние безoпасного повeдения у дeтей - однa из знaчимых задач дошкольной организации. Ребёнок становится пешеходом несусветно ранее, чем он по своим познаниям, стараниям, развитию становится к данному готовым. С ранних дней местопребывания ребёнка в дошкольную организацию необходимо так формировать его воспитание и просвещение, чтобы к этапу преобразования из детского сада в школу он свободно ориентировался в ближайшем окружении, умел всматриваться и правильно оценивать дорожные ситуации, обладал навыками безопасного поведения в этих обстановках.
В наши дни проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень значительна. В отечественной педагогической практике набран большой опыт по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным и др.
Мы провели исследование по раскрытию уровня выработанного представления о правилах дорожного движения по методике Н. И. Клочанова «Опросник о ПДД», методике А. И. Замалеевой «Диагностика знаний по ПДД», методике А. В. Бояринцевой «Что здесь лишнее?».
Исследование проводилось в ЦРР «Узнавайка» г. Якутск Республики Саха (Якутия) в группе старшего дошкольного возраста. В начале исследования, мы диагностировали о том, что у всех детей, которых исследовали, есть базовые знания о Правилах поведения на дороге. По результатам проведенных нами методик можно увидеть, что эти три методики эффективны и легко воспринимаются детьми. Если вначале исследования уровень знаний детей о Правилах дорожного движения показывало только 25% знания, то после проанализировано целых 90%. И этим можно сказать, что эти три методики можно порекомендовать в дошкольные организации.
Работу по воспитанию навыков безопасного поведения детей мы начали с разработки плана работы и в качестве основных аспектов взаимодействия ребёнка с транспортной средой. После мы выделили:
ребёнок – пешеход;
ребёнок – пассажир;
ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.)
Работу по обучению детей правилам дорожного движения мы ввели различные формы :
- не менее 2–3 раз в неделю осуществляются беседы с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, относя это с переменами погоды и исключениями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т. д.);
- подвижные, дидактические игры, имитация дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев содействуют детям безошибочно держаться в окружающей дорожной среде;
- обучение правилам дорожного движения, правилам поведения на улице, производится на непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога», просмотр диафильмов, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов., по развитию элементарных математических представлений, даем понятия «левая, правая сторона», т. е. настраиваются в окружающем пространстве, в изодеятельности учим рисовать, лепить, изображать в аппликации различные виды транспорта, трудового воспитания, конструирования развивается интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (мост для пешеходов, мост для транспорта, на музыкальных и физкультурных занятиях.
Организацию работы с детьми по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения начали с оснащения предметно развивающей среды - это:
- создание макетов для сюжетно-ролевых игр;
- изготовление дорожных знаков;
- дидактический материал по обучению детей правилам дорожного движения.
При обучении детей основам «дорожной грамоты» соблюдалось ряды следующих правил:
1) не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у детей культуру поведения на дороге;
2) комбинировать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности;
3) утилизировать все доступные формы и методы работы, не считая какую-то форму основной, а какую-то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо извлечь пользу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Большое внимание мы обратили внимание на работу с родителями, ведь именно они каждый день не раз переходят со своими детьми дорогу и несут за них ответственность. Однако порой бывает, что сами дети знают неимоверно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.
Стимулировали работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей при помощи различных форм :
- анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?». Это помогает вычислить уровень знаний родителей и находить предельно действенные методы подачи дорожной компетентности, выбрать формы общения;
- памятки и листовки-обращения к родителям о надобности соблюдения ПДД;
- папки-передвижки, в которой включен материал о правилах дорожного движения, требующийся для овладевания, как детьми, так и взрослыми;
- консультационный материал «Дошкольник и дорога»;
- выпуск газеты «Безопасная дорога детства».
Традицией стало бы организация встреч-бесед родителей с инспектором ГИБДД, на которых он консультировал родителям по увлекающим их вопросам, помогал бы урегулировать неблагоприятные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».
Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают благоприятные последствия в постижении детьми знаний по правилам дорожного движения и объединяет всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Занимательна и привлекательна новая форма работы «Семейный мастер - класс», которая предоставляет возможность знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться знаниями семейного воспитания по данной проблеме.
В информационных стендах для родителей регулярно возникает информация, которая знакомит родителей со способом образования дорожной культуры у детей, преднамеренного воплощения правил дорожного движения самими взрослыми. Предложенный материал порождает большой интерес и отклик у родителей. Все это попускает совокупно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, принимая во внимание возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать организованность и преднамеренное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
В заключение, полученные итоги дают нам преимущество замышлять, что применение комплекса разных мероприятий, методов, форм, непосредственное взаимодействие педагогического коллектива с воспитанниками, педагогами дополнительного образования, инспекторами ГИБДД и родителями, а так же организованность и периодичность проводимой работы, имеют благоприятный эффект на повышение уровня безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах города, помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.
Список использованной литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Ст ркина Р. Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб. : «Детство-Пресс», 2009.