ИВАННА АНИСИМОВА
Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о безопасном поведении через ознакомление с ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Анисимова Иванна Ивановна
Воспитатель старшей группы ЦРР «Узнавайка» г. Якутск
Аннотация
Статья посвящена актуальной нa сегодняшний день проблемам, возникающие при обучении детей дошкольного возраста Правилам поведения на дороге в современных условиях и показывает актуальность данной темы. Материал полезен методистам, старшим воспитателям и воспитателям ДОО, родителям дошкольников, педагогам дополнительного образования, инспекторам по работе с общественностью ГИБДД.
Темочки:
Воспитaние безoпасного повeдения у дeтей - однa из знaчимых задач дошкольной организации. Ребёнок становится пешеходом несусветно ранее, чем он по своим познаниям, стараниям, развитию становится к данному готовым. С ранних дней местопребывания ребёнка в дошкольную организацию необходимо так формировать его воспитание и просвещение, чтобы к этапу преобразования из детского сада в школу он свободно ориентировался в ближайшем окружении, умел всматриваться и правильно оценивать дорожные ситуации, обладал навыками безопасного поведения в этих обстановках.
В наши дни проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень значительна. В отечественной педагогической практике набран большой опыт по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным и др.
Мы провели исследование по раскрытию уровня выработанного представления о правилах дорожного движения по методике Н. И. Клочанова «Опросник о ПДД», методике А. И. Замалеевой «Диагностика знаний по ПДД», методике А. В. Бояринцевой «Что здесь лишнее?».
Исследование проводилось в ЦРР «Узнавайка» г. Якутск Республики Саха (Якутия) в группе старшего дошкольного возраста. В начале исследования, мы диагностировали о том, что у всех детей, которых исследовали, есть базовые знания о Правилах поведения на дороге. По результатам проведенных нами методик можно увидеть, что эти три методики эффективны и легко воспринимаются детьми. Если вначале исследования уровень знаний детей о Правилах дорожного движения показывало только 25% знания, то после проанализировано целых 90%. И этим можно сказать, что эти три методики можно порекомендовать в дошкольные организации.
Работу по воспитанию навыков безопасного поведения детей мы начали с разработки плана работы и в качестве основных аспектов взаимодействия ребёнка с транспортной средой. После мы выделили:
ребёнок – пешеход;
ребёнок – пассажир;
ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.)
Работу по обучению детей правилам дорожного движения мы ввели различные формы :
- не менее 2–3 раз в неделю осуществляются беседы с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, относя это с переменами погоды и исключениями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т. д.);
- подвижные, дидактические игры, имитация дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев содействуют детям безошибочно держаться в окружающей дорожной среде;
- обучение правилам дорожного движения, правилам поведения на улице, производится на непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога», просмотр диафильмов, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов., по развитию элементарных математических представлений, даем понятия «левая, правая сторона», т. е. настраиваются в окружающем пространстве, в изодеятельности учим рисовать, лепить, изображать в аппликации различные виды транспорта, трудового воспитания, конструирования развивается интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (мост для пешеходов, мост для транспорта, на музыкальных и физкультурных занятиях.
Организацию работы с детьми по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения начали с оснащения предметно развивающей среды - это:
- создание макетов для сюжетно-ролевых игр;
- изготовление дорожных знаков;
- дидактический материал по обучению детей правилам дорожного движения.
При обучении детей основам «дорожной грамоты» соблюдалось ряды следующих правил:
1) не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у детей культуру поведения на дороге;
2) комбинировать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности;
3) утилизировать все доступные формы и методы работы, не считая какую-то форму основной, а какую-то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо извлечь пользу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Большое внимание мы обратили внимание на работу с родителями, ведь именно они каждый день не раз переходят со своими детьми дорогу и несут за них ответственность. Однако порой бывает, что сами дети знают неимоверно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.
Стимулировали работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей при помощи различных форм :
- анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?». Это помогает вычислить уровень знаний родителей и находить предельно действенные методы подачи дорожной компетентности, выбрать формы общения;
- памятки и листовки-обращения к родителям о надобности соблюдения ПДД;
- папки-передвижки, в которой включен материал о правилах дорожного движения, требующийся для овладевания, как детьми, так и взрослыми;
- консультационный материал «Дошкольник и дорога»;
- выпуск газеты «Безопасная дорога детства».
Традицией стало бы организация встреч-бесед родителей с инспектором ГИБДД, на которых он консультировал родителям по увлекающим их вопросам, помогал бы урегулировать неблагоприятные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».
Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают благоприятные последствия в постижении детьми знаний по правилам дорожного движения и объединяет всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Занимательна и привлекательна новая форма работы «Семейный мастер - класс», которая предоставляет возможность знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться знаниями семейного воспитания по данной проблеме.
В информационных стендах для родителей регулярно возникает информация, которая знакомит родителей со способом образования дорожной культуры у детей, преднамеренного воплощения правил дорожного движения самими взрослыми. Предложенный материал порождает большой интерес и отклик у родителей. Все это попускает совокупно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, принимая во внимание возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать организованность и преднамеренное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
В заключение, полученные итоги дают нам преимущество замышлять, что применение комплекса разных мероприятий, методов, форм, непосредственное взаимодействие педагогического коллектива с воспитанниками, педагогами дополнительного образования, инспекторами ГИБДД и родителями, а так же организованность и периодичность проводимой работы, имеют благоприятный эффект на повышение уровня безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах города, помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.
Список использованной литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Ст ркина Р. Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб. : «Детство-Пресс», 2009.