Светлана Кудрявцева
Нейропсихологическая коррекция: что это такое?
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений (гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д.). Он не имеет побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой.
Нейропсихологическая коррекция — что это такое
Публикация «Нейропсихологическая коррекция: что это такое?» размещена в разделах
Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.
Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.
Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:
• имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
• логопедические нарушения, задержка речи;
• нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
• проблемы общения;
• заторможенность или гиперактивность;
• низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
• проблемы с освоением письма, чтения, счета.
Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:
• зеркально пишет;
• пропускает буквы;
• переставляет части слов при письме;
• имеет проблемы с переключением;
• плохо концентрирует внимание;
• не любит рисовать;
• запинается, быстро утомляется;
• присутствуют тики или навязчивые движения;
• рассеян;
• имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
• мало ползал.
Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем в развитии:
• задержки речевого развития, недоразвитость речи;
• задержки психического и психоречевого развития (ЗПР);
• гиперактивность и дефицит внимания;
• аутизм;
• минимальные мозговые функции;
• недоразвитость мозгового тела;
• эмоциональные и умственные нарушения.
Компоненты нейрокоррекции в детском возрасте
В детском возрасте применяют две методики коррекции :
• двигательную;
• когнитивную.
Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.
Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении.
Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе. Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции и дошкольников.
Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.