Юлия Сергеевна Кравцова
Статья «Неделя театра в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может
и не стоило бы класть в него столько труда.
Но театр, есть искусство отражать жизнь.
Искусство - могучее средство исправления людского несовершенства.
К. С. Станиславский
Тема искусства всегда была актуальной в истории человечества. На протяжении многих веков, народы стран обменивались своей культурой, своими традициями. Так происходило культурное развитие каждой страны в отдельности. У нашей страны есть своя история развития, которую должен знать каждый уважающий себя человек.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ТЕАТРА.
Публикация «Статья „Неделя театра в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение. История театра в России.
Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморохи, Участвуя в обрядах, вносили в них мирское, светское содержание. Скоморошить – петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью. То же самое происходит и в современном театре - театров много, но всеобщую любовь получают лишь те, где актеры блестяще владеют своим искусством.
Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Актеры этих театров высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию. Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы.
То, чего достигала порой Древняя Русь в искусстве и культурном развитии, поразительно. Но театр, в том виде, каким его уже знала Западная Европа, Россия ещё не имела, скоморохи были ведь всего лишь его начальным звеном, его предысторией. Да и их
Однако время сделало своё дело!
Возвращаясь домой, из деловых поездок в немецкие, польские итальянские города, послы русские, купцы и промышленники рассказывали о театральных зрелищах, на которых им довелось присутствовать. Наступает момент, когда в Россию были привезены «трубачи, самые добрые» и «ученые, которые умели всякие комедии строить».
Царь Алексей Михайлович (17 век) поручает подготовить спектакль по библейскому сюжету. Было решено включить в спектакль музыку, сольное и хоровое пение, танцы, а между картинами - весёлую интермедию. В подмосковном селе Преображенском - летней резиденции царской семьи - строилось специальное приспособление для представлений, здание - «комедийная хоромина». Была хоромина деревянной, имела «десять сажен в квадрате, да в высоту шесть сажен». Пол и стены внутри, чтобы не дуло, обили войлоком, а затем богато отделали красным и зеленым сукном, и под ноги положили ковры. Зрительный зал осветили сальными свечами. Поднятая над полом сцена была отделена от зала брусом с перилами и раздвижным занавесом, подвешенным, на медных кольцах.
Кресло в зрительном зале, предназначенное для царя, выдвинули вперед. А для царицы и царевен устроили особые места, вроде лож, с частой решеткой, сквози неё они смотрели на сцену, оставаясь невидимыми для остальных, разместившихся на деревянных скамьях. Здесь были бояре и думные дьяки, стольники, стряпчие, «ближние люди».
Первое действо состоялось 17 октября 1672 года, когда «комедийная хроника» еще не была вполне готова. Женские роли играли в спектакле мальчики - подростки и юноши Действо сразу захватило всех до единого. По словам современников, оно так увлекло царя, что он «проглядел целых десять часов подряд, не вставая с места».
В начале 1676 года Алексей Михайлович умирает и работа театра в связи с объявленным годовым трауром по скончавшемуся, прекращается. «Комедийная хоромина» просуществовала, таким образом, всего три с половиной года. Но и эти годы дали толчок дальнейшему развитию художественной жизни.
Первые попытки, устроить профессиональный театр, связан с именем Петра 1. В 1702 году по его распоряжению в Москву пригласили труппу немецких актеров. Петр 1 хотел создать театр, в который могли бы приходить все желающие. Такой театр должен был стать идеологическим защитником его преобразований. Но спектакль не пользовались успехом у москвичей. Репертуар, составленный в основном из пьес немецких драматургов, не перекликался с событиями русской жизни. В 1706 году спектакли в Москве прекратились.
В 1719 году Петр 1 ещё раз пробует организовать общедоступный профессиональный театр, но теперь уже в Петербурге. Однако и этот театр не оправдал возлагавшихся на него надежд.
Методы театральной педагогики направлены на создание коллектива единомышленников, помогающие детям чувствовать локоть партнёра, помогать товарищу и принимать его помощь, видеть окружающее пространство, находить в нём своё место. Данный подход обусловлен тесными взаимосвязями, устанавливающимися между музыкальной и театрализованной деятельностью. Кроме того, основу музыкальной и театрализованной деятельности составляет игровое начало, а где, как не в игре, лучше всего и быстрее всего раскрывается личность ребёнка, все его индивидуальные проявления. Своеобразной связующей основой для этих видов деятельности служит использование фольклора. Это тот «мостик», который позволяет очень органично, плавно переходить от одной деятельности к другой, одновременно решая и задачи музыкального развития и задачи ознакомления детей с искусством театра.
Музыкальное и театральное искусство всегда отличается национальным своеобразием. Приобщаясь к народному искусству, народным традициям дети начинают испытывать интерес и любовь к нему. Фольклор - это живительный источник, который позволяет приобщить детей к культуре своего народа. Использование его всегда приносит детям радость, вызывает неподдельный интерес, желание действовать, проявить себя, создаёт прекрасные возможности для развития творческих и артистических способностей ребёнка. Ценность использования фольклора состоит в том, что ребёнок постепенно приходит к пониманию и осмыслению культуры своего народа, у него воспитывается чувство любви к родному краю, к родной природе, родителям, к своим предкам.
Театр благодаря своей синтетической природе обладает огромной силой воздействия на ребёнка. Он объединяет в себе и музыку, и изобразительное искусство, и сценическую речь, и пение, и пластические действия и т. д.
Театрализованная деятельность очень привлекательна для детей и даёт педагогу очень большие возможности в плане речевого и личностного развития ребёнка.
Неделя театра
27 марта отличается Всемирный день театра. Весь коллектив, группы от малышей до выпускников, нашего детского сада «Светлячок» приняли участие в «неделе театра».
С 25 по 29 марта были организованы различные мероприятия с детьми с воспитателями, с целью развития интереса к театрализованной деятельности.
В первый день «Недели театра» провели большой праздник для всех детей «Наши любимые сказки», где прошли викторина, беседы, показ и рассказывание сказок. В группах беседовали о театрах, видах театров, о правилах поведения в театре. Использовали игры на развитие воображения «Угадай, кто же я» - (сказочные герои, этюды).
Во второй день тематической недели детям были предложены следующие мероприятия.
Викторина «По русским народным сказкам», развлечение для малышей «В гости к хозяюшке», театрализованное представление по мотивам сказки К. И. Чуковского «Цыпленок».
По группам были организованы творческие мастерские, где дети и воспитатели рисовали русские народные сказки, лепили любого сказочного героя, слушали сказки аудио-кассет, смотрели мультфильмы.
Третий день открылся театрализованным представлением «На-ну-ли» автор И. Руденко, драматизацией «Волк и семеро козлят» и завершился Иркутским театром «Приключения Кроша и Нюши».
В этот день в группах организовали театры – настольный «Кто как кричит?», «Лиса и журавль», Загадки «Герои сказок».
Четвертый день был необычным. Дети группы «Одуванчик» показали театрализованное представление сказки в стихах «Федорино горе». Костюмы придумали заранее, изготовили родители вместе с детьми. Это были эмблемы в виде сковородок, кастрюль, вилок, ложек на груди у детей.
Представление вызвало большой интерес у детей, после спектакля обсуждали, пересказывали содержание сказки.
Закончилась неделя театра веселым праздником – 1 апреля.
В гости к детям приходили веселые клоуны Тим-Том, они развлекали, веселили ребят.
Ценность театрализованной деятельности в том, что дети приобретали некоторый опыт, появляется интерес к театру, общение со сверстниками, со взрослыми, шаг за шагом помогает преодолевать скованность, развивает фантазию и воображение, речь, формирует его личностную культуру.
Литература:
Т. Н. Караманенко, Кукольный театр дошкольникам.
А. И. Буренина, Театр всевозможного (от игры до спектакля)