Приложение МААМ

Вариант книжного уголка в дошкольном учреждении

Вероника Маслова
Вариант книжного уголка в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

«Уголок книги» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.

Публикация «Вариант книжного уголка в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

Цель Уголка книги - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а позволить ребенку общаться с книгой.

Требования к организации Уголка книги

«Уголок книги» должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать (не выше среднего роста детей данной возрастной группы).

«Уголок книги» по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

Уголок должен быть безопасным, удобным, уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

«Уголок книги» может быть оформлен в виде книжной полочки, открытой витрины, также для этой цели может быть специально выделен стол и стулья или кресла к нему.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в «Уголке книги», должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Книги, помещаемые в книжном уголке, должны быть привлекательными, эстетичными. Книги должны быть аккуратно подклеены.

Необходимо выставлять как новые, красивые, так и давно читаемые, бывшие в ремонте книги. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть ин-тересной.

Наличие «Уголка книги» обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.

Организация книжного уголка в группах младшего дошкольного возраста

Наполнение уголка

Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения.

Могут быть представлены книжки-вырубки, книжки - игрушки и др.

Педагогическая работа

Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством.

Правила поведения в уголке книги

В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой:

В средней группе данные навыки закрепляются, становятся привычкой.

Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.

Организация книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.

Содержание определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к 5 годам. Книга становится важной частью духовной жизни детей, у них появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные пристрастия.

Принцип организации - удовлетворение многообразных интересов детей.

Наполнение уголка

В среднем срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Поэтому некоторые книги остаются достаточно долго, а другие - нет.

Библиотека

В подготовительной группе оформляется небольшая библиотека (Знакомство с библиотекой, составление картотеки).

Педагогическая работа с детьми

Педагогическое руководство становится более корректным, т. к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.

Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания.

Повторное рассматривание удовлетворяет потребность детей повеселится, посмеяться, создает атмосферу эмоционального комфорта

«Толстые» книги» читают в течение длительного времени.

Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.

«Уголок книги» старших групп формируется по тематическому признаку. Тема выставки должна быть важной и актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого занятия, детского праздника).

Примеры формирования «Уголка книги» :

- «Сказка Г. Х. Андерсена «Снежная королева» иллюстрированная разными художниками»

- «Книги И. Токмаковой с иллюстрациями Л. Токмакова

- Выставка серии книг издательств «Самовар», «Дрофа» и др.

- «Разные азбуки»

- Творчество А. С. Пушкина

- Народные детские песенки стран мира

- «Елка» Сутеева В., Зощенко М., Барто А., Трутневой М.,

Михалкова С. и др. (произведения с одним названием, по разным авторам)

- Тематический «Уголок книги» «Птицы»

- Народная сказка источник для авторской сказки

- Выставки детских журналов издаваемых в одном регионе

- Сезонные изменения в природе

- «От книги к мультфильму» (произведения положенные в основу мультфильмов)

- Детские журналы.

- «Мы художники – иллюстраторы» - выставка,произведений, знакомых детям, вместе с иллюстрациями.

- «Домашняя библиотека» - выставка книг принесенных детьми из дома.

В книжную витрину одновременно помещается от 3-4 до 10-12 книг. Количество книг зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течении дня или недели. Каждый из детей должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Так же в «Уголке книги» необходимо иметь папку для портретов писателей или художников детской книги. Портреты помещаются туда в соответствии с темой выставки.

Кроме того, в книжном уголке в соответствии с темой выставки размещаются:

- наборы открыток

- самодельные детские книги

- детские рисунки и поделки

- разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть специально созданные художником альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова) или альбомы, составленные воспитателями вместе с детьми из отдельных открыток или рисунков о труде, природе, о книгах того или иного писателя.

Кроме того, в старших групп необходимо иметь материалы и оборудование для ремонта книг: полоски бумаги; клеенка, тряпочка; кисточка; клей; скотч.

Следует иметь в виду, что старшие дошкольники достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвенным, корректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литературными произведениями, которому так важно научить дошкольников. В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Совместное общение воспитателя и ребенка с книгой носит особо теплый и дове-рительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.

Как отобрать книги, с тем,

чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?

Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка. Поэтому в «Уголке книги» должны быть представлены стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно следует выставлять 2—3 сказочных произведения.

Ребенка-дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, поэтому предложите книги о природе: о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности. Благодаря рисункам Е. Чарушина к сказке В. Бианки «Первая охота» дети наглядно убеждаются в мудром устройстве жизни на земле: птицы умеют ловко защититься от врага, спрятаться, дать отпор: удод превращается в пестрый лоскут; вертишейка вытягивается и шипит как змея; выпь раскачивается, сливаясь с болотной травой.

На витрине должны находиться издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С. Я. Маршака, С. Михалкова,А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть выставлены в «Уголке книги». Общение с этими произведениями не только приносит детям радость, но и полезно им, так как разви-вает необходимую человеку способность — способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Кроме того, в «Уголок книги» можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

В среднем же срок пребывания книги составляет 2-2,5 недели.

Воспитатели старших групп нередко устраивают тематические выставки книг. Цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную Тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников, книг Л. Толстого, С. Маршака и др.

Публикации по теме:

Инклюзивная деятельность в дошкольном учреждении Люди разные бывают Знает каждый индивид. И нет разницы на деле: инвалид не инвалид! Люди так не делятся! Инклюзивное образование - процесс.

Адаптация детей в дошкольном учреждении Адаптация детей в дошкольном учреждении Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит.

Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении Проектный метод в ДОУ Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие модернизации.

Оформление книжного уголкаОформление книжного уголка Продолжаю делиться с Вами своими идеями по оформлению уголков или центров в групповой комнате. Итак, наш уголок чтения называется "Хочу.

Оформление книжного уголка к Дню космонавтикиОформление книжного уголка к Дню космонавтики Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию наш книжный уголок, который мы оформили к дню космонавтики. Так как лишних денежных.

Оформление книжного уголка средней группыОформление книжного уголка средней группы ОФОРМЛЕНИЕ КНИЖНОГО УГОЛКА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи.

Стихотворение «Представление книжного уголка для родителей» ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КНИЖНОГО УГОЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. 1. Суетились мы, старались, материала обыскались! Как родителям помочь, чтоб умным стал и сын,.

Создание «Книжного уголка»Создание «Книжного уголка» Уголок для книг — это необходимый элемент предметно-пространственной развивающей среды в групповой комнате дошкольного образовательного.

Сюжетно — ролевая игра «Библиотека» Оформление книжного уголкаСюжетно — ролевая игра «Библиотека» Оформление книжного уголка Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию идею оформление книжного уголка и сюжетно - ролевой игры "Библиотека" Тематическое.

Сценарий визитки к КВН для педагогов в дошкольном учреждении Звенит звонок. В пед. кабинет входят воспитатели. -остался тихий час. -И вечер продержаться. Все дружно выдыхают и принимают валидол. -У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариант книжного уголка в дошкольном учреждении
Опубликовано: 3 декабря 2015 в 19:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вариант книжного уголка в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Маслова (УИ 397036) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД