Марина Анатольевна
Неблагополучная семья, как фактор искажающий мировоззрение и представления ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни нет идеальных семей, также как и идеальных родителей. Дети воспитываются в неповторимой по своей структуре семье, и всякая типология носит условный характер. Однако все семьи имеют некоторые типичные способы отношений, типы воспитания. Школьный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей.
Публикация «Неблагополучная семья, как фактор искажающий мировоззрение и представления ребенка» размещена в разделах
В каждой семье складывается определенная система норм и правил, предписанных обществом, и традиций, выработанных самостоятельно, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения и стили общения в семье. Стиль семейного воспитания является основополагающим в становлении ребенка как личности и индивида. Любая социальная ситуация взаимодействия неизбежно вовлекает множество побудительных причин поведения, среди которых стремление к справедливости - только одна из многих. Остается открытым и мало изученным во многих отношениях вопрос о механизмах формирования нравственных представлений, закономерности их онтогенетического развития, содержательная специфика нравственных представлений детей разных возрастов. Сформированность мировоззрения, которое есть у ребенка на разных этапах развития, – это полнота и целостность субъективного образа мира, уровень осознания ребенком составных частей своего представления о мире, о себе и о себе в мире, его способность ясно и четко их вербализовать.
Самым важным в развитии морального сознания являются этические оценки, это является основанием умения ребенка разделять все поступки на хорошие и плохие. Дети полагают, что законы морали незыблемы, установлены властью старших, их нельзя менять и они не допускают исключений.
«Развитие ребенка», - пишет Божович Л. И., - «имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается. Внутренняя позиция ребенка отражает не просто объективное положение растущего человека в жизни, но его отношение к этому положению, характер его потребностей, мотивов, стремлений».
Нравственное развитие школьника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные и этические нормы, правила принятые в обществе. Ребенок приобретает способность оценивать свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают при определенных отношениях в семье. Дети принимают стиль поведения и установки взрослых в совместной с ними деятельности. В общении с родителями дети получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослым действий.
Согласно Целуйко В. М. четкого определения понятия семейное неблагополучие в научной литературе нет, т. к. каждый автор вкладывает в него свой смысл. Он пишет, что «…в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие, как: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др.».
Согласно Дружинину В. Н. «в конкретных исследованиях реальные модели семьи отождествляются с аномальными. Помимо этого, всю совокупность отношений в семье (в частности, детско-родительских) психологи, особенно отечественные авторы, склонны сводить к отношениям «мать-ребенок» и видеть в них основную причину семейных драм и нарушений личностного развития детей».
Работа М. Арутюнян относится к числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, в которой она описывает три варианта семьи :
- «Традиционная семья» – «дети легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном».
- «Детоцентрическая семья» - у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу».
- «Супружеская (демократическая) семья» - «итог воспитания отсутствие навыка подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде.
В каждой семье складывается определенная система норм и правил, предписанных обществом, и традиций, выработанных самостоятельно, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения и стили общения в семье.
Из книги Буянова М. И., написанной в научно-популярном жанре: «все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. Неблагополучная для ребенка семья - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но, тем не менее, для данного конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной. Дефекты воспитания - это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, - только отношение к ребенку. Семейное неблагополучие многообразно».
Согласно Целуйко В. М. с учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи он разделил на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей: конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные); внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями».
Наиболее распространенные неблагополучные семьи являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Основные признаки таких семей, которые больше всего влияют на личностное становление ребенка : нечеткость, размытость границ своего Я; отрицание; непостоянство; низкая самооценка; недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи.
Целуйко В. М. выделяет среди явно неблагополучных семей группу семей с нарушениями общения: «отсутствия уважения и понимания между супругами»; «эмоционального отчуждения между членами семьи»; «конфликтные семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи друг к другу. Деструктивный конфликт - хроническое состояние такой семьи.
Классификация, предложенная В. В. Юстицкисом неблагополучных семейных союзов : «Недоверчивая семья» - повышенная настороженность родителей по отношению к окружающим формирует у ребенка подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. «Легкомысленная семья» - стремление родителей жить, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра, формирует у ребенка слабоволие, неорганизованность, тягу к примитивным развлечениям. «Хитрая семья» - умение родителей добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени, легко переходя границы дозволенного, стремление использовать окружающих в своих целях. Скептическое, даже пренебрежительное отношение к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, формируют у ребенка сдвиг нравственной оценки поступков.
Классификация, предложенная Целуйко В. М. внутренне неблагополучные семьи :
- «Ориентированные на успех ребенка» - родители, уделяя детям много внимания, внушают стремление к достижениям, при этом стремление часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. У ребенка формируется чувство, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов. «В такие моменты ребенку легче совершить что-то противоестественное (например, попытку самоубийства, чем разочаровать своих родителей, услышать их неодобрение. Сложность проблемы в данном случае заключается в том, что родители, реально имеющие лучшие намерения, оказываются в плену своих ригидных представлений. А для ребенка жизнь в такой семье становится настоящей трагедией, которая, к сожалению, не замечается ни общественностью, ни специалистами, ведь подобная семья в нашем обществе является чуть ли не образцовой».
- «Семьи известных людей» - пристальное внимание общественности, слава и громкое имя родителей, в тени которых они существуют, формируют у ребенка ожидание, что родительские заслуги и авторитет перейдут к ним по наследству – итог разочарование, огорчение, обида и даже злость не только на окружающих, но и на собственных родителей. «Дети ничего в жизни не добиваются, так как с раннего детства все требуемое получали в избытке, а сами не проявляли никаких усилий и ни к чему не стремились».
- «Семьи состоятельных людей» - переживают то же, что и дети знаменитых родителей, при этом воспитание перепоручается родственникам, репетиторам или случайным людям. У ребенка формируется безволие и нерешительность, резкая оппозиция к родителям, решительность на побег из дома. «Если же в семье царит культ денег и связей, то это непременно передается детям, заменяя им душевную теплоту, радость человеческого общения и участия».
Нездоровые семейные отношения, которые носят скрытый, завуалированный характер – это семейные узы, «которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известны две формы: «псевдовзаимность» и «псевдовраждебность». В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях по отношению друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Ребенок учится не столько чувствовать, сколько играть в чувства, причем ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчужденным».
Ребенку с детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Желание навести порядок, сделать так, чтобы в семье появился комфорт, а вместе с ним - чувство надежности и безопасности, не получает своего реального воплощения. Ребенок чувствует свое бессилие и, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх, тревогу, предчувствует опасность и впадает в состояние фрустрации… Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем.
Целуйко В. М. типологию неблагополучных семей дополняет еще одной разновидностью группой «семьи «пограничного» характера» :
- «Семьи с недееспособными членами» - родители-инвалиды или с хронически больными взрослыми. «Семейная обстановка с появлением больного человека становится стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон». Игнорируются потребности ребенка, возникает угроза его безопасности.
- «Семьи с детьми-инвалидами» - в силу воздействия окружающей обстановки или в связи с особенностями физического состояния появляются эмоциональные проблемы, которые формируют «конфликтные, фрустрирующие переживания».
- «Патологизирующие семьи» - нарушение структуры семейных ролей, оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Могут возникать в результате взаимодействия семьи с социальной средой или непосредственно в самой семье. Разновидности семейных групп:
а) «Семья-крепость» - негативные эмоции, возникающие в семье, ради стабильности семьи переносятся на мир в целом. В основе лежит представление об угрозе агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях, носителях зла. У ребенка формируется безынициативность, упрямство, негативизм. У него возникает внутренний конфликт между семейным и собственным опытом. Отсюда трудности в общении со сверстниками в общении, изоляция, «значительное нервно-психическое напряжение».
б) «Семья с антисексуальной идеологией».
в) «Семья-театр» - театрализованный образ жизни сохраняет видимость благополучия и близкую дистанцию. «Один из супругов испытывает острую потребность в признании, внимании, любовании и т. д.» Любовь к ребенку заменяется модным воспитанием или, материальными благами. «При посторонних такие родители любят демонстрировать свою любовь к ребенку, однако у родителей нет подлинного контакта с детьми. Дети становятся эгоистичны, у них ослаблен самоконтроль, отсутствует внутренняя дисциплина».
г) «Семья-санаторий» - в основе лежат представления об угрозе окружающего мира. Любовь к ребенку приобретает условный характер, он становится любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него обязанности. Родители стремятся поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. В ребенке развивается неуверенность в себе, безынициативность, протестные реакции, упрямство, негативизм. Ограниченность семьи внутрисемейными отношениями приводит к постоянной фиксации внимания на здоровье, к подчеркиванию всевозможных опасностей, запугиванию.
Эмоциональная атмосфера в неблагополучной семье искажает способность осваивать социальные формы выражения чувств, и тормозит развитие умения определять эмоциональное состояние других людей. Ощущение внешней нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей - фактор, неблагоприятно сказываются на формировании деткой психики, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. Школьники из неблагополучных семей способны давать нравственную оценку поведению, но не способны адекватно объяснить формы поведения, скрывают свои истинные чувства, оставаясь при этом эмоционально холодными и отчужденными.
Негативные семейные факторы деформируют нравственные представления о необходимости и преимуществах овладения процессом приобщения к моральным ценностям. Школьники из неблагополучных семей стремятся найти эмоционально значимые отношения вне семьи. От внутреннего конфликта между семейным и собственным опытом могут возникнуть трудности в общении со сверстниками, изоляция, перенапряжение нервной системы.
В неблагополучной семье нарушается процесс становления морального сознания у школьника, представления о должном поведении, коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости, как свои. У школьников из неблагополучных семей нарушается личностное развитие, персональное самосознание включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач. Сформированные нравственные и моральные представления у школьников в таких семьях не устойчивы, отсутствует способность к нравственной норме саморегуляции. Деформируются умения ребенка ориентироваться на моральное содержание различных ситуаций и усвоение норм справедливого распределения, анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственного выбора.
Окружающая социальная микросреда, психологический климат в неблагополучной семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей нарушают культуру этического мышления школьника - умение ребенка различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации. Появление таких эмоциональных и характерологических нарушений, как повышенная эмоциональная чувствительность и пассивность, робость, пугливость, нерешительность зависит от разных факторов, в том числе и от отсутствия реального общения с родителями. Низкая эмоциональная реакция к нравственным нормам в неблагополучной семье под влиянием неблагоприятных факторов, отсутствием элементарной заботы о ребенке со стороны родителей, пренебрежение основными нуждами ребенка формирует у школьников эмоциональные нарушения - появляется неустойчивость в чувствах и отношениях. Возможно, эмоциональная атмосфера в неблагополучной семье искажает способность осваивать социальные формы выражения чувств, детей не приучают к выполнению простейших обязанностей, соблюдению нравственных правил и норм.
Социальная ситуация развития младших школьников в неблагополучной семье, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью деформирует понятия о справедливости. Воздействие неблагоприятных условий жизни детей в семьях вызывает трудности в способности воспринимать нормы морали и нравственности, принятые в обществе.
В неблагополучных семьях взаимоотношения членов не обеспечивают требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и не создает потребные условия для социализации детей. Неблагоприятные внутрисемейные факторы снижают развитие осознания нравственных норм поступков и поведения. Неблагополучная семья формирует не достаточно адекватное представление о смысле ряда нравственных понятий. Отсутствует влияние на становление морального сознания детей из неблагополучных семей со стороны взрослых.
Мы все понимает, что в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В настоящее время большую часть времени многие семьи вынуждены решать социально бытовые проблемы, таким образом уделяется недостаточное внимание развитию и воспитанию детей, утрачены семейные традиции, которые позволяют ребенку усваивать с раннего возраста общечеловеческие ценности. Дети из неблагополучных семей стремятся найти эмоционально значимые отношения вне семьи. Собственный опыт в представлениях о нравственных качествах может сформировать неверное отношение ребенка к нравственным ситуациям. Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Неблагополучная семья оказывает специфическое влияние на сформированность коммуникативных возможностей школьника. Дети из неблагополучных семей чаще испытывают сложность в объяснении смысла и значение нормы, затрудняются дать определение предложенным представлениям о нравственных качествах. Данный факт на наш взгляд объясняется тем, что в неблагополучной семье не формируется привычка нравственного поведения. Искаженное представление о другом члене семьи может стать серьезным препятствием для взаимопонимания при информационном общении. Главная функция семьи - воспитательная в такой семье уходит на второй план или исчезает совсем.
Семейное воспитание в неблагополучных семьях искажает формирование таких нравственных качеств школьника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности. Можно предположить, что детям стыдно за себя и родителей перед окружающими. Из-за того, что в неблагополучных семьях эмоциональный контакт с ребенком часто нарушен, ребенок получает мало опыта анализа своих и чужих поступков. Снижение авторитета взрослых влечет за собой невозможность предъявлять к ребенку те или иные требования, что ведет к возникновению взаимоотношений, делающих процесс воспитания неуправляемым. Следствием этого становятся частые на-рушения со стороны ребенка моральных и правовых норм. У них отмечается бедная эмоциональная сфера.
Роль педагогов в работе с обучающимися из неблагополучных семей, имеющих признаки отклоняющегося поведения – это помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т. п. Определенно важнейшим условием организации воспитательной работы детьми из неблагополучных семьей должна поменяться форма и направление работы взрослых, создание условий для практического опыта в формировании правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенку необходимо научиться действовать не потому, чтобы заслужить одобрение, а потому, что необходимо соблюдать норму поведения, как важное правило в отношениях между людьми, воспитывая в себе такие черты справедливости, как доброжелательность, бескорыстие, самокритичность, объективность и т. д. Важно лишь вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.
Детско-взрослая общность – это такое состояние группы детей и взрослых, при котором обучающиеся чувствуют свою эмоциональную, деятельностную, ценностную объединенность. Основными направлениями социально – педагогической деятельности являются:
- Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
- Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
- Распознавание и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка;
- Индивидуальное и групповое консультирование детей и их родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, воспитания детей в семье, конфликтов и т. п.
Не менее ценным методом в ходе индивидуальной профилактической работе с обучающимися из неблагополучной семьи, является беседа. Правильно составленные и заданные вопросы, дают исчерпывающий материал для сбора необходимой информации. С помощью специально подобранных вопросов путем рассуждений можно подвести обучающегося к определенным выводам в ходе решения ситуационной проблемы, стремление найти разумное решение.