Ольга Устюгова
Консультация «Особенности формирования у ребенка старшего дошкольного возраста представления о семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Особенности формирования у ребенка старшего дошкольного возраста представления о семье»
Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется её образ. В семье ребенок включен в деятельность и в процессе ее усваивает накопленные в человеческом мире значения. В исследованиях подчеркивается, что «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое. Это – многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и т. д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.
Публикация «Консультация „Особенности формирования у ребенка старшего дошкольного возраста представления о семье“» размещена в разделах
Между тем обследование дошкольников, свидетельствует о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.
Ученые (Н. И. Захаров, М. И. Буянов, Н. А. Голиков) с тревогой обнаружили, что у многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи. Этому есть объективные причины, связанные с тем мировым явлением, которое определяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, – причина детского одиночества, несмотря на жизнь среди родных и близких.
Между тем семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношения «родители - ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей, что объективно может способствовать формированию у детей образа семьи. В этом отношении ценно и то, что семья, как правило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных групп. В исследованиях И. В. Бестужева - Лада выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем приобщения к трудовой деятельности, участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге. Ученые подчеркивают необходимость воспитания у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких. А воспитание таких качеств – это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.
Психологи (И. В. Дубровина, Е. С. Кузьмин, В. Л. Леви, отмечают, что семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, что представляется важным для становления положительного образа семьи. Совсем иным будет этот образ и по содержанию, и по эмоциональной отрешенности у ребенка, растущего в неблагоприятной семье, особенно если он подвергается унижениям, истязаниям, насилию.
Оказывается, что формирующийся в детстве образ семьи не будет нейтральным по отношению к будущей семейной жизни, напротив, он во многом определяет установки на нее. Согласно выводам ученых, уравновешенным человеком и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому в семье относились благожелательно, уважительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у того, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.
В ряде исследований (С. И. Голод, М. С. Мацковский, А. Г. Харчев, Э. К. Васильева) предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не вызывает удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.
В ходе социализации, под руководством взрослых и в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает определенные эталоны. В то же время возрастает глубина и разносторонность восприятия. В старшем дошкольном возрасте при описании взрослого все большее значение приобретают существенные, внутренние качества. Ребенок начинает обращать внимание на интересы, увлечения, поступки взрослых, но не всегда отдает одному из них свое предпочтение.
Значительное влияние на представление ребенка о взрослом человеке оказывает его самооценка. Каждый человек, как ребенок, так и взрослый соотносит информацию о другом человеке с представлениями о самом себе, причем, не осознанно стараясь сохранить сложившееся о себе мнение. Если же это мнение может быть поколеблено, то возникает тревожное состояние и восприятие изменяется так, чтобы предотвратить осознание угрожающих сигналов. Дети с большим удовольствием общаются с тем человеком, который положительно его воспринимает, т. е стремится сохранить о себе хорошее впечатление. Эти не осознаваемые процессы обозначаться как «перцептивная защита». Так, например, отношение к ребенку в коллективе не соответствует его завышенному представлению о себе, он может весьма неадекватно воспринимать окружающих и их поступки.
На отношения ребенка с родителями обращали внимание в своих исследованиях Г. Хоментаускас, А. А Реан, М. Ю. Санников, Э. Берн, К. Юнг. В большинстве из них делается акцент на особенности восприятия мира ребенком и развитие его личности в зависимости от родительского отношения.
Так, Г. Т. Хоментаускас выделяет 4 установки ребенка по отношению родителей к себе:
1. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже
Такая установка может сформироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует свою близость с родителями. Родительское отношение с ребенком характеризуется :
-Общим положительным эмоциональным фоном взаимодействия;
- Признанием автономности, своеобразности личности;
- Родители не забывают о своих желаниях и устремлениях.
Базисные установки ребенка :
1) Я испытываю удовольствие, когда нахожусь рядом с близкими мне людьми.
2) Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не требуют постоянно действовать так. А не иначе.
3) Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.
4) Когда родители меня наказывают, это не означает, что они перестают меня любить. Это значит, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу.
2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня
Такая позиция возникает в семье с преобладанием культа ребенка, в которой все дела и заботы сосредоточены вокруг маленького идола. В такой атмосфере у ребенка возникает концепция «Я - все, вы - ничто».
Внутренние установки:
1. Родители существуют ради меня.
2. Мои желания и стремления – самые важные.
3. Люди, которые не видят моего превосходства, просто глупые. Я не хочу иметь с ними дела.
4. Мои родители любят меня. Но как у меня, такого славного, умного, красивого, оказались такие серые родители.
5. Я не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.
Эта позиция возникает среди так называемых «проблемных» детей. Почти каждый считает, что его недостаточно любят. Восприятие любви и внимания родителей - важнейшее условие развития полноценной личности, оно дает ощущение собственной значимости в семье.
К этой позиции могут привести некоторые обстоятельства:
- Отсутствие ребенка в жизненных планах родителей.
- Недовольство ребенком таким, каков он есть.
- Неравномерное требование внимания.
Возникает установка – «Я значим только тогда, когда на меня обращают внимание».
Установка: Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое-возникает тогда, когда ребенок полностью теряет веру в то, что кто-либо может его любить, что он сам чего-то стоит, он впадает в необычное состояние.
Появляется установка: оставьте меня в покое. Вы мне уже доказали, что я не достоин вашего внимания, что я недостаточно силен, чтобы заставить вас заниматься мною, что я не могу поступать с вами так же жестоко, как вы со мной, - так оставьте меня в покое.
А. А. Реан, М. Ю. Санникова, в своих работах по изучению системы отношений дошкольников к социальному окружению, выявили, что именно отношение к матери является наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения матери, увеличение отрицательных характеристик при описании матери соотносится с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. В целом негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития.
Э. Берн отмечает, что в принятии решений особенно в эмоциональных ситуациях, участвуют бессознательные установки, заложенные еще в детстве людьми, любовь которых ребенок боялся потерять. Ведь чтобы стать в свое время счастливым супругом и родителем, необходимо научиться любить, заботиться, опекать любимых, жертвуя чем-то и не ожидая немедленного наказания. Это доступно только тем, кто в детстве испытал подобное отношение родителей к себе. Дети, воспитанные без отца или плохо исполнявшими свою роль родителями, утверждает Э. Берн, и, будучи взрослыми, испытывают трудности в принятии решений, особенно относительно проблемы - как сохранять любовь других людей.
Многие качества зрелой личности (способность идти навстречу, уживаться с другими, осмотрительность, умение принимать решения) ребенок приобретает в процессе полноценного общения с родителями другими значимыми людьми. Источником развития личности служит, согласно исследованиям К. Юнга, образ отца или матери, или же вымышленный собирательный образ. Чем сильнее бессознательное влияние родительского образа, тем чаще предпочтение отдается человеку, способному позитивно или негативно заменить родителей.
Таким образом, характерные особенности становления личности ребенка объясняются первоначальным опытом взаимоотношений в семье.
Исследования К. Юнга показывают, что дети из полной семьи с согласованием образов родителей воспринимают семейную ситуацию как благоприятную, с низкой конфликтностью и враждебностью в семейной ситуации. В старшем дошкольном возрасте это выражает проявление зависимости от родителей, давление их авторитета на детей. Дети очень зависимы от родителей, испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации, мало общаться со сверстниками, и имеют недостаточно развитые навыки общения. Поэтому преобладание стремления принимать на себя субъектную позицию оценщика направленную на удовлетворение собственных желаний и оценку действий других людей.
Таким образом, формирование у ребенка старшего дошкольного возраста представления о семье происходит на основе усвоения ролей, системы ценностей, отношений к себе со стороны родителей, что в целом позволяет сформировать у ребенка положительный или отрицательный образ