Наталья Леонова
Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель статьи: раскрыть важность народных подвижных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Что такое детская игра? В чем ее сущность? Каковы ее источники? Прежде всего, нужно помнить, что игра—явление весьма широкое. Играют не только дети, но и взрослые; играют не только люди, но и животные. Молодые животные—щенки, котята, медвежата — так же страстно любят игру, как и наши дети; она доставляет им не мене удовольствия, чем детям.
Публикация «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Детская игра, занимающая по количеству времени не малое место в жизни детей играет важную роль в их дальнейшем развитии и заложена в природе человека, является естественным спутником в жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающая великой воспитательной силой.
Самые первоначальные игры малышей, по сути своей, являются подвижными. У младенцев они состоят из упражнений, преимущественно, рук, ног и других частей тела. Ребенок охотно перебирает свои пальцы на руках, захватывает ногу и тащит ее в рот, переворачивается с боку на бок, наклоняет в разные стороны голову и пр.
У детей постарше игры развивающие тело не прекращаются, а развиваются в целые системы стройных движений. Возникают игры и состязания быстроты бега, его продолжительности, бега по ровному месту, в гору, под гору и т. д. Игра содействует, главным образом, развитию физической силы, ловкости и проворства, помогают детям овладеть своим телом и воспитывает характер.
Каждый народ, в зависимости от социально-экономических условий своего развития, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания.
Мудрость народных игр состоит в том, что в них сохраняются те средства, методы, формы, и приёмы, которые актуальны и эффективны в физическом воспитании подрастающего поколения в настоящее время.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, опасения, что побуждает к осторожности, этим увлекают детей. Детей также привлекает в народных играх разнообразные действия и ситуации, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.
В процессе игры развиваются :
- психологические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление,
речь, дисциплинированность,
- волевые процессы и рефлексы (ребенок учится ставить цель и добиваться ее,
- психофизические качества (быстрота, выносливость, ловкость, сила, гибкость).
Подбирая для детей подвижные игры, прежде всего, учитываю их возраст и индивидуальные особенности. Для начала использую игры с простыми правилами, где игровые действия каждого ребёнка не зависят от действий остальных участников. Игроки находятся вместе, но каждый из них выполняет свою задачу, стараясь проявить ловкость, быстроту и умение действовать строго по сигналу. Чтобы игра была интересной и увлекательной можно изготовить атрибуты игры.
Например:
1). Игра «Гуси-лебеди» (русская народная игра)
Правилами игры предусмотрено, что «волк» ловит «гусей» только после того, как подан сигнал, т. е. «хозяин» позвал «гусей» домой. «Волк» должен проявить быстроту и ловкость, чтобы поймать «гусей», а «гуси» должны проявить быстроту и ловкость, чтобы убежать от «волка» и попасть домой.
2). Игра «Горелки» (русская народная игра)
Содержание игры : играющие становятся в колонны парами, впереди колонны ведущий. Дети хором произносят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
С последним словом, дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колоны – один слева, другой справа. Водящий пытается поймать (засолить) одного из них прежде, чем дети успеют встретиться и взяться за руки впереди него. Если водящему удается это сделать, он с пойманным берутся за руки и становятся впереди колонны. Оставшийся бес пары становиться водящим.
3). Игра «Рыбак» (русская народная игра)
Содержание игры : дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга «рыбак» (воспитатель, впоследствии выбирается ребенок). Он вращает по кругу шнур на высоте 10 – 15 сантиметров, к кольцу, которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешком, при его приближении подпрыгивают вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и временно выбывает из игры. Через некоторое время делается небольшой перерыв, «рыбак» подсчитывает улов. Затем игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети.
Сначала шнур вращается так, чтобы мешочек поднимался невысоко. Если дети справляются с заданием мешочек можно поднять немного выше. Вращать шнур можно не только почасовой стрелке, но и против нее, но не в очень быстром темпе.
4). Игра «Охотники и звери» (русская народная игра)
Содержание игры : дети делятся на две команды: охотники и звери. Могут разделиться как по жеребьевке, таки по желанию. Охотники образуют круг, а звери становятся в центр круга. Охотники перебрасывают дрыг другу мяч и пытаются попасть им в убегающих зверей. Тот, кого заденет мяч, считается подстреленным и выходит из круга. Через некоторое время «охотники» подсчитывают свои трофеи. Играющие меняются местами.
5). Игра «Ловишка» (русская народная игра) для детей 4 -6 лет.
Содержание игры : детям раздаются ленточки, которые прикрепляются к поясу ребенка сзади. Произносится текст:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть,
Ты попробуй нас догнать!
Дети разбегаются. «Ловишка», которого выбирают перед игрой, догоняет детей и забирает у них ленточки. После слов взрослого: «Раз, два, три, в круг беги!», дети собираются в кругу и подсчитывают, сколько «Ловишка» собрал ленточек.
Так же дети любят, и я с ними играю в народные игры :
«Золотые ворота», «Краски», «Третий лишний», «Совушка», «Колечко», «Салки», «Белка на дереве», «Чай, чай, выручай!», «Красное знамя», «Гуси - Лебеди», «У медведя во бору», «Два Мороза», «Двенадцать палочек», «Волк во рву», «Бабка - Ёжка», «Мышеловка», «Караси и щука», «Прятки», «Картошка», «Охотники и утки», «Вытолкни из круга».
Эти игры воспитывают любовь к родному языку, обычаям, нравам народа. Также развивают ловкость, смелость, чувство коллективизма, содействуют укреплению организма детей. Игры приносят радость, через игру ребёнок познаёт действительность окружающего мира.
Список литературы:
1. Кенеман А. В., «народные подвижные игры». Издательство «Просвещение», Москва 2010.
2. Иванчикова Р. В., «Народные игры с детьми». Дошкольное воспитание, 2011 г.
3. Кудрявцев В. А., «Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте». Дошкольное воспитание. 2003г.
4. Павлова Л. И., «Значение народных подвижных игр в физическом развитии дошкольника». Дошкольное воспитание. 2014 г.
5. Литвинова И. Н., «Детские народные подвижные игры». М., 2015 г.
6. Вавилова Е. Н., «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» - Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2007 г.