Виктория Максимова
Восприятие картины дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Восприятие картины дошкольниками»
Развитие восприятия рисунка у детей происходит по 3-м направлениям:
I – Изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности.
II – Развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено.
III – Совершенствуется понимание его содержания, т. е. интерпретация рисунка.
Публикация «Восприятие картины дошкольниками» размещена в разделах
I. Дети хорошо узнают изображение знакомых предметов, людей, ситуаций, но относятся к картине не так, как взрослые. Для младшего дошкольника картинка скорее повторение действительности, особый её вид, чем изображение. Дети часто предполагают, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же свойства, что и настоящие (накрывают ладонью нарисованных цыплят от нарисованного кота, переворачивают картинку, если изображен стоящий спиной человек, рассчитывая обнаружить лицо на оборотной стороне листа бумаги).
Постепенно дети усваивают, какие свойства предметов могут быть изображены, а какие нет.
На собственном опыте они убеждаются в том, что с нарисованным предметами нельзя действовать так, как с настоящими. И хотя дети часто затевают своеобразную игру: едят нарисованные яблоки, накрывают волка, догоняющего козлят, - они прекрасно понимают, что это только игра, что нарисованная оса никогда не укусит.
II. Переставая путать свойства реальных предметов со свойствами изображений, дети не сразу переходят к пониманию их именно как изображений. Младшие дошкольники относятся к нарисованному предмету как к самостоятельно существующему, хотя и не обладающему особенностями настоящего (3г. – перспективный рисунок: на переднем плане одноэтажные дома, а на заднем многоэтажные. Спрашиваем: какой дом больше, дети всегда укажут на передний. Не помогает и дополнительная беседа, дети продолжают утверждать свое, хотя в беседе могут говорить правильно). Соотношение предметов на картинке воспринимаются сами по себе, независимо от их реальных соотношений.
В среднем дошкольном возрасте дети в достаточной мере усваивают связь рисунка и действительности. Они могут правильно определять сравнительную величину знакомых предметов на перспективных изображениях (говорят, что многоэтажный дом больше одноэтажного). Однако это относится только к знакомым предметам. Дети ещё не владеют нормами и правилами изобразительного искусства, в соответствии с которыми строится рисунок. Особенно сложно для них восприятие перспективы. Если на картинке изображены незнакомые ребенку предметы или предметы, которые могут иметь разную форму и величину (деревья, горы и т. д., он воспринимает их в зависимости от абсолютной величины и формы самих изображений (удаленная елочка как маленькая, повернутая круглая тарелка как овальная).
Только к концу дошкольного возраста дети начинают более или менее правильно оценивать перспективное изображение, но в этот период оценка чаще всего основывается на знании правил такого изображения, усвоенных от взрослых («…то, что далеко, выглядит на рисунке маленьким, то что близко, - большим). Удаленный предмет, изображенный на картинке, кажется ребенку маленьким, но он догадывается, что на самом деле он большой.
Та ступень, на которой рисунок воспринимается правильно без всяких дополнительных рассуждений, достигается уже за пределами дошкольного возраста.
III. Характер восприятия сюжетной картины изменяется с возрастом, и в нем можно выделить 3 ступени:
1-я ступень (3 года) – дети перечисляют отдельные предметы, изображенные на картине (мальчики, девочка, речка, мяч).
2-я ступень (5 лет) – дети пытаются описать предметы и установить первые связи (одни мальчики купаются, другие играют в мяч, с ними играет девочка).
3-я ступень (7 лет) – дети могут объяснить содержание картины (Был жаркий летний день. Дети пошли на речку… Хорошо летом!)
Следует учитывать, что восприятие ребенка существенно изменяется в зависимости от постановки вопроса. На вопрос: «Что нарисовано?» дети отвечают перечислением. На вопрос:»Что делают?» - пытаются описывать изображенное. И на вопрос : «О чем?» - пытаются понять и дать истолкование.
Интерпретация сюжетных рисунков, понимание изображенных на них ситуациях зависит также и от характера изображенного сюжета - его сложности, известности ребенку, доступности его пониманию. Если сюжет рисунка близок ребенку, он может достаточно подробно о нем рассказать, если же недоступен – переходит к перечислению отдельных фигур, предметов. Интерпретация рисунка зависит и от сложности композиции. Младший дошкольник не может охватить и осмыслить композицию, включающую много фигур и предметов. Старшему дошкольнику это уже доступно, но если сюжет картины не выходит за рамки знаний ребенка, его жизненного опыта.
Интерпретация сюжетных изображений совершенствуется под влиянием образцов рассказывания по картинам, которые дают взрослые, обучение детей рассматриванию и объяснению рисунков.
Литература.
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. – М., 2003
2. Мухина В. С. Детская психология. – М., 2009.
3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры у ребенка от рождения до шести лет /Л. А. Венгер Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгер. - М. ,Просвещение, 1988.
4. Сенсорное воспитание в детском саду / по ред. Н. Н. Поддъяковой, В. Н. Аванесовой, 4-е изд. – М., 2004