Ирина Алексеевна Печникова
Музыкальное восприятие (слушание) и его роль в формировании творческой личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное восприятие (слушание) и его роль в формировании творческой личности ребёнка.
Формирование детского творчества – это очень сложный процесс. Нужно предусмотреть взаимосвязи многих линий развития. Они должны как бы пересекаться, концентрироваться в одной ведущей задаче, решение которой возможно на этапе формирования творческой деятельности детей.
Публикация «Музыкальное восприятие (слушание) и его роль в формировании творческой личности ребёнка» размещена в разделах
Каждое средство музыкального воспитания начинается с развития музыкального восприятия. Важнейшим условием, по мнению Н. А. Ветлугиной [1], успешного развития песенного творчества является накопление детьми слушательского опыта. Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка, прежде всего, в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. Формируется эмоциональная отзывчивость, развивается музыкальное мышление, воображение, а оно, в свою очередь, является основой творческого восприятия музыки, способствующей в дальнейшем созданию музыкального образа в сочинениях детей.
Музыка - самый первый и, пожалуй, самый доступный вид искусства для восприятия ребенком раннего возраста. Уже с первых месяцев жизни у ребёнка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку. Колыбельные, которые он слышит от мамы, несут в себе красоту, традиции, искусство народа. Именно через жанр колыбельной песни у ребёнка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении со взрослыми.
В своих исследованиях О. П. Радынова [2] подчёркивает что, восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского. Чувства, пережитые когда–то, жизненный опыт – всё это накладывает отпечаток на эмоциональное восприятие музыки. Но не только возраст отражается на качестве восприятия музыки. Даже у взрослого человека оно может быть поверхностным, если с детства у ребёнка не формировать вкусы, интересы, не помогать с выбором, не направлять в нужном русле, повзрослев у него зачастую формируется негативное отношение к серьёзной музыке. Таким образом, музыкальную восприимчивость нужно целенаправленно воспитывать уже с ранних лет.
Для успешного формирования творческой личности ребёнка старшего дошкольного возраста тщательно подбирается музыкальный материал для слушания музыки. Подбираемый репертуар имеет художественную ценность и доступность восприятия для ребёнка. Это обязательно классическая музыка всех эпох, народная и современная музыка в различных стилях и жанрах. Так же использую для слушания произведения собственного сочинения.
В процессе слушания:
- дети получают представления о том, что музыка выражает чувства, переживания, настроения человека; развивается эмоциональная отзывчивость;
- даётся представление о близости средств выразительности речи и музыки, что в дальнейшем необходимо при сочинении собственных песен детьми;
- дети получают представление об изобразительных возможностях музыки;
-знакомятся с инструментами (народными и инструментами симфонического оркестра) и их выразительными возможностями;
-развиваются эстетические чувства, образная речь, музыкальное мышление.
Только тогда, когда дети научатся внимательно слушать музыку, понимать, чувствовать образы, создаваемые теми или иными средствами музыкальной выразительности, можно будет заняться творческой деятельностью с детьми.
Для развития творческих способностей используются различные приёмы и методы. Одним из эффективных способов является восприятия одного образа в различных аспектах. Это могут быть прослушивания:
- различных по характеру произведений, показывающих развитие или статичное изображение одного образа;
- контрастных произведений в одном жанре;
- в различных жанрах;
- произведений в разных инструментовках.
Так же можно сопровождать музыкальное произведение чтением литературных отрывков или стихов, показом картин художников.
Во всех вышеперечисленных случаях дети должны научиться различать характер музыки, подмечать какие выразительные средства использовались для передачи музыкального образа.
Иногда дети начинают непроизвольно двигаться под музыку (качание головой, совершать движения пальцами или руками и др., подпевать. В этом случае важно не останавливать ребёнка в подобных проявлениях, а дать «выплеснуться» эмоциям, переживаниям, чувствам наружу, которые появились во время прослушивания произведения. Далее обязательно продолжить беседу, вызвать интерес к дальнейшему обсуждению. Во время диалога выяснить и понять почему ребёнок двигался именно так, какие образы навеяла музыка, дать разьяснения.
В дальнейшем можно перейти к движениям под музыку (ритмопластика). Подобный метод даёт ребёнку ещё большее понимание, «слияние» с музыкой. Свобода движений помогает самовыражению, развитию творческих способностей у детей.
Можно предложить детям игру на музыкальном инструменте, одновременно со звучанием произведения, услышанного ранее. Важно, чтобы ребёнок сам выбрал инструмент и сумел обосновать выбор. Очень хорошо, если исполнение будет передавать характер произведения. Такой ребёнок в дальнейшем будет проявлять творческую активность.
Как уже было замечено ранее, некоторые дети любят подпевать во время прослушивания понравившихся музыкальных отрывков. Можно попросить ребёнка «напеть» услышанное. Конечно, он не сможет повторить в точности мелодию, но это и не столь важно в данном случае, поскольку мелодические обороты могут быть сложны для запоминания маленьким ребёнком. Тут непроизвольно наступает момент песенной импровизации, так важной для развития песенного творчества в дальнейшем. Главное на этом этапе не спугнуть подобные проявления детей, а наоборот, всячески стимулировать и поощрять.
Наиболее яркие образы оставляют глубокие впечатления в сознании ребёнка. Эмоциональный отклик находит своё продолжение в развитии творческой личности ребёнка и в других областях (художественное воплощение образа в рисунках, а также сочинение стихов и рассказов). Чем больше различных впечатлений ребёнок получит в этом возрасте, тем гармоничнее и интеллектуальнее будет ребёнок. Подобный опыт необходим для развития целостной личности ребёнка.
Литература.
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
2. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна: Феникс+, 2011. – 352с.