Светлана Першан
Восприятие как одна из составляющих сенсорно-перцептивной сферы человека
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте! В окружающем мире познание человеком состоит из познавательных действий, которые происходят в психических явлениях. Познавательные психические процессы, а именно восприятие, мышление, память, внимание различаются между собой и определяют сторону познания человеком окружающего мира. Эти действия направлены на выполнение различных задач и производятся при помощи конкретных средств, а именно знаний и представлений.
Публикация «Восприятие как одна из составляющих сенсорно-перцептивной сферы человека» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
По мнению Г. Л. Выготской, «восприятие» – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
С рождения человеку дано умение чувствовать, но способность воспринимать мир формируется в жизненном опыте. Восприятие - это отражение предметов и явлений, выражающее большое влияние на органы чувств при их непосредственном воздействии. Оно предполагает присутствие различных чувств и протекает вместе с ощущениями, но не может сводиться к сумме.
В процессе восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Л. С. Выготский отмечает, что уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.
Восприятие – это не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями.
И. М. Сеченов и коллектив авторов отмечают, что физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация – такова физиологическая основа ощущений.
Разные виды внешних воздействий, а именно свет, звук, запах, вкус порождают в наших органах чувств процессы нервного возбуждения и передают данные в головной мозг. За каждый вид внешних воздействий отвечает определенный орган чувств и определенный вид чувствительности.
Ведущим органом чувств является зрение. Зрительное восприятие включает в себя объединение данных о цвете, форме, движении и их осмысление.
Огромный вклад в понимание того, как формируется целостный образ из отдельных деталей, внесли ученые Гештальтпсихологии в начале 20века. Они вывели несколько законов восприятия и объединили их по некоторым принципам в связные единства. М. Вертгеймер одним из первых выделил факторы, влияющие на организацию зрительных ощущений в образы. Выделенные им факторы указывают на близость и сходство элементов друг к другу, где обнаруживается склонность к объединению. В факторе «естественного продолжения» происходит заполнение пробелов, где наш мозг старается свести фрагментарное изображение в простую, полную фигуру, а замкнутость создает целостные непрерывные изображения. При восприятии более сложных осмысленных изображений действует механизм влияния прошлого опыта и мышления, где на основании полученной информации составляется целостное изображение.
Таким образом восприятие рассматривается как интеллектуальный процесс и развивается под влиянием условий жизни человека. Оно связано с активным поиском признаков, которые необходимы для складывания образа и принятия решений.