Мария Поспелова
Важность музыки для всестороннего развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Только музыка имеет силу формировать характер. При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства». Аристотель
Введение
Музыка интересна и привлекательна как взрослым, так и детям дошкольного возраста. А вот какую музыку предпочитают дошкольники, как правильно развить музыкальность у ребёнка? И что же происходит при обучении музыке?
Публикация «Важность музыки для всестороннего развития дошкольников» размещена в разделах
Ребенка заставляют учить ноты, разучивать гаммы, различные музыкальные этюды, обучают, как правильно держать пальцы, как правильно сидеть. Но ребёнок, особенно дошколята, всё это не считают музыкой. Очень часто ребёнок учиться играть на каком-либо инструменте, но не разучивает, ни одной знакомой ему детской песни. А музыка, которую его заставляют учить, ему не понятна, занятия музыкой соответственно становятся не интересными. Поэтому необходимо с раннего детства развивать музыкальность в детях. Если ребёнок имеет много музыкальных впечатлений, ему намного легче понимать и слушать различную музыку.
На музыкальный вкус ребёнка влияет среда, в которой растёт малыш, музыкальные предпочтения его родителей. Сначала ребёнку нравится классическая музыка, затем по мере взросления добавляется музыка из мультфильмов, музыка которую он слышит по радио, телевидению, песенки под которые он танцует и поет в детском саду. Что же ребёнок думает о музыке, какая её роль в жизни человека?
Многие дети дошкольного возраста считают, что музыка просто необходима человеку: под неё можно петь, танцевать, грустить, развлекаться, отдыхать, отмечать праздники, играть в музыкальные игры…. Большинство дошколят отдают предпочтение веселой подвижной музыке, а не грустной и медленной.
Актуальность темы
В детском саду музыкальный руководитель и воспитатель знакомят дошколят с профессией композитора, что они пишут музыку, знакомят с некоторыми музыкальными инструментами, в основном это бубен, барабан, пианино, гитара. К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) дети понимают, что музыку можно исполнять на нескольких инструментах одновременно; дети различают музыкальные жанры : могут отличить вальс, марш. Понимают, что такое балет, (некоторые из детей, даже были на балете и рассказывали о своем культурном походе в группе, но сложно для их восприятия: опера, хоровая музыка. Любимым музыкальным жанром детей является песня. Дети поют, когда играют, когда моют руки, одеваются. Они поют, так как испытывают потребность своего эмоционального выражения. Поют, когда хотят самоутвердиться в своём коллективе или когда хотят поделиться хорошим настроением со сверстниками и взрослыми.
Дошкольники любят совмещать различную деятельность: петь и танцевать, играть на музыкальном инструменте и себе подпевать, рисовать и слушать музыку или петь. Дети способны различать характер музыкальных произведений.
Важно, что занятия музыкой развивают интеллектуально. При музыкальных занятиях работают все отделы головного мозга. Различные исследования показывают, что музыкальное обучение повышает успехи в чтении, развивает слух, пространственное мышление, развиваются нравственные качества ребёнка. Прослушивание коротких музыкальных фрагментов активизирует аналитические отделы мозга.
Исходя из этого, хочется выделить некоторые виды музыкальной деятельности, и с чем они взаимосвязаны:
• Музыкальные инструменты и мелкая моторика;
• Музыка и здоровье ребенка;
• Музыка и речь;
• Музыка и математика
Музыкальные инструменты и мелкая моторика:
Все знают, что развитие мелкой моторики у дошкольников важно для дальнейшего развития речи, мышления и других аспектов. Практически все музыкальные инструменты базируются на игре кистями рук и пальцами, следовательно, никакая гимнастика не сможет лучше развить мелкую моторику, а только упражнять пальчики.
У человека и в том числе дошкольника доминирует одно полушарие головного мозга, поэтому играя на инструментах двумя руками (пианино, гитара, развиваются оба полушария головного мозга и ребенок показывает свои сильные стороны и делает успехи в различных начинаниях и умениях.
Второй очень важный момент помимо развития мелкой моторики – это развитие дыхания, что в дальнейшем, формирует речевое дыхание и развитие речи без видимых затруднений. Этот аспект важен для здоровья ребенка.
Музыка и здоровье ребенка :
Помимо развития речевого дыхания, музыка благотворно влияет на осанку, т. к. на пении и игре на музыкальных инструментах важно сидеть на стульчиках с выпрямленной спиной. Музыкальный руководитель и воспитатель на протяжении занятия следят за положение рук, ног, головы и шеи, не разрешают сутулиться и напрягать части тела.
Положительно на здоровье детей, а именно, на психическом здоровье детей влияет классическая спокойная музыка (Моцарт, Чайковский). Слушание данных композиторов снижает развитие агрессии, истерики и нервных состояний дошкольников.
Музыка и речь :
Музыка схожа с речью. В ней есть так же фразы и интонации. Фразы могут быть утвердительными, вопросительными и восклицательными. Есть теория, что музыка и речь связаны между собой, их родство это шло из глубин веков.
Занимаясь музыкой, ребенок с бессознательного восприятия начинает сознательно постигать свойства интонации в музыки и в последствие и речи. Речь у ребенка становится выразительной, грамотной и дошкольник правильно владеет речевым дыханием. Хорошо развитый речевой навык помогает дошкольнику улучшить коммуникативный навык.
Музыка и математика (ФЭМП) :
Музыка способствует умственному развитию ребенка и помогает в изучении математики, а именно:
- ребенок учится проводить прямые линии;
- ребенок учится проводить параллели;
- ребенок может выделить противоположности (высокий/низкий, быстрый/медленный, громкий/тихий, многоголосье/одноголосие и т. д.)
Заключение
Игра на музыкальных инструментах задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга. Сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария максимально активно.
Заниматься музыкой с дошкольниками не просто полезно, но и необходимо. Цель этих занятий не в том, чтобы вырастить музыканта или вокалиста, а в том, чтобы воспитать гармоничную личность.
Как говорил В. Сухомлинский:
"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека".
«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».
Рекомендации по внедрению ИКТ
в музыкальную деятельность таким образом:
- спектакли-мюзиклы по известным сказкам оформление видео ролика
- создание на ютубе канала группы
- использование музыкальных игр при помощи компьютера
- виртуальное детское караоке
Используемые источники и ссылки:
• https://vospitateljam.ru/rabochaya-programma-muzykalnoe-razvitie-detej/
• https://baby-ved.ru/music/v-chem-polza-ot-zanyatiy-muzikoy/
• Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников : Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания высших и средних педагогических учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 1998