Наталья Савенкова
Шахматная игра в развитии интеллектуальной культуры общества
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Шахматная игра в развитии
интеллектуальной культуры общества».
Савенкова Наталья Юрьевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 114 о. в.»
Аннотация.
Рассматриваются вопросы, связанные с подтверждением гипотезы о
положительном влиянии шахматной игры на развитие интеллектуальных
культуры общества. Автор делает вывод, что навыки интеллектуальной
Публикация «Шахматная игра в развитии интеллектуальной культуры общества» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
деятельности, характеризующие шахматную игру, могут стать наиболее
востребованными при решении задач по развитию современной интеллектуальной культуры личности и общества.
Ключевые слова: шахматы, шахматная игра, интеллект интеллектуальная
культура.
Зародившись в глубокой древности, шахматная игра пережила падение многих государств и многочисленные смены политических режимов. На сегодняшний день она широко распространена в самых разных культурах и странах. Множество людей совмещают со своей профессиональной деятельностью увлечение шахматной игрой. Международные гроссмейстеры пользуются уважением и признанием в различных странах, имена многих из них не менее популярны, чем имена знаменитых представителей науки и искусства. Многочисленные клубы и кружки шахматистов способствуют популяризации этой игры. Связь между отдельными организациями, культивирующими шахматную игру, получает международный характер и находит выражение в устройстве турниров, где соревнуются в мастерстве игроки различных стран и где в состязании чемпионов отдельных стран выдвигаются претенденты на звание чемпиона мира по шахматам. Получив широкую распространённость во всем мире, шахматы вызвали большую заинтересованность сторонников этой игры, что привело к появлению обширного количества литературы, не уступающей по размерам любому разделу науки. Помимо пособий по обучению шахматам и монографий, посвящённых специальным вопросам стратегии и тактики шахматной игры, ежемесячно выходят различные периодические шахматные печатные и электронные издания, а миллионы пользователей сети Internet проводят вечера, играя в шахматы с пользователями из других стран.
Шахматы оказывают определённое влияние на развитие эстетических взглядов человека, формируют его характер и волевые качества. Особо большую роль шахматы играют в развитии интеллекта и когнитивных способностей человека, таких как память, воображение, внимание. Рефлексивный характер шахматной игры, влияние рефлексии в шахматах на развитие когнитивных способностей человека и его интеллекта в целом зафиксировано нами в предыдущих публикациях. Именно рефлексия, лежащая в основе шахматного прогнозирования, расчётов вариантов и принятия решений, даёт уникальную возможность игрокам расширить возможности своего мышления и нарастить ею рефлексивный потенциал. Рефлексивный анализ ведёт к появлению новых мыслительных стратегий, что положительным образом отражается на эволюции когнитивных функций человека и ведёт к развитию его интеллекта. Множество научно - популярных работ крупных шахматистов мира подтверждают положительное влияние шахматной игры на интеллект человека. В рамках педагогических и психологических исследований неоднократно отмечалось положительное влияние шахматной игры на развитие человека. Первым научным исследованием в области шахмат стала работа психолога А. Бинэ, которая была опубликована в 1894 г. во Франции. А. Бинэ, изучая психологию памяти, пытался найти закономерности лучшего запоминания трудного материала. Он обратился с анкетой, состоящей из 14 вопросов, к 62 сильнейшим шахматистам своего времени. Вопросы анкеты в основном касались игры вслепую. Перед началом исследования французский профессор предполагал, что мышление шахматистов представляет собой мышление счётчиков и что сильный шахматист превосходит слабого только дальностью расчётов своих вариантов. Помимо важных психологических выводов А. Бинэ привёл несколько ценных суждений о мыслительной деятельности шахматистов. На основе анализа полученных ответов А. Бине пришёл к выводу, что в шахматы лучше играет не тот, кто только дальше рассчитывает варианты, но и кто лучше оперирует смысловым содержанием образов при обдумывании ходов и правильнее оценивает позицию. Этот вывод продемонстрировал, что у шахматистов превалирует не буквальное механическое запоминание, а смысловое, логическое.
О положительном влиянии шахматной игры на интеллект человека писал и первый чемпион мира по шахматам В. Стейниц. Будучи профессиональным шахматистом, он подчёркивал, что результаты шахматной игры целиком покоятся на научных и логических основаниях. Исходя из того, что оба соперника перед началом игры находятся в равных игровых условиях, он заявлял следующее: «… соперничество умов — вот что решает исход борьбы
в шахматной партии, а бесконечное многообразие комбинаций, возможных в шахматной игре, открывает широчайший простор для упражнения, а стало быть, и развития логической и образной способностей ума».
Стейниц отмечает, что в шахматах почти повсюду признают полезное умственное упражнение, которое, по его мнению, «сродни воздействию, оказываемому физической гимнастикой на сохранение и развитие физической силы». Более того, чемпион выдвигает гипотезу, что шахматная игра также продлевает жизнь и оказывает положительное влияние на физическое здоровье шахматистов. В подтверждение мыслей В. Стейница о полезности шахмат для интеллекта можно привести факт, что именно среди представителей интеллектуальной и творческой элиты большое количество шахматистов : «Шахматная игра очень многогранна. Не случайно любителями шахмат были многие известные музыканты, художники, писатели. И все же больше всего шахматистов среди учёных». Хорошо известным является факт, что шахматная игра пользовалась большой любовью многих выдающихся представителей науки. Многие корифеи науки в свободные от работы минуты посвящали себя шахматам : М. М. Ботвинник, П. Г. Виноградов, П. Л. Капица, Д. И. Менделеев и др. Второй чемпион мира Эм. Ласкер также, как и В. Стейниц, видел в шахматной игре положительное влияние на развитие интеллекта человека. Наиболее системно и развёрнуто Эм. Ласкер выразил свои взгляды на шахматную игру в последней главе своего знаменитого «Учебника шахматной игры». Главная мысль чемпиона мира: «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить». Из этого высказывания Эм. Ласкера можно заключить, что шахматы помимо развития мышления человека, развивают и самостоятельность в нем. Про положительное влияние шахмат на человека и его умственные способности в XX веке писали также и авторы художественной литературы. Так, в «Шахматной новелле» С. Цвейга описано, как главный герой Доктор Б., заключенный в тюрьму гестапо, был спасён шахматной игрой. От долгого пребывания в заключении, у героя начинали сдавать нервы и он начал сходить с ума. Однажды Доктору Б. удалось выкрасть шахматную книгу у тюремного охранника. Изучая ее и последовательно овладевая материалом книги, герою удалось спасти свой разум от разрушения и предотвратить депрессию: «Регулярные занятия шахматами способствовали тому, что мои начавшие было сдавать умственные способности начали восстанавливаться. Освеженный мозг снова работал, как прежде, и даже стал ещё более гибким и острым». Несмотря на то, что история, написанная С. Цвейгом, является вымышленной, существует множество документальных свидетельств, когда шахматы помогали людям справиться с жизненными трудностями. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, подытоживая работу с детьми в «Школе радости», отмечал, что в воспитании культуры мышления ребёнка шахматы играют значительную роль : «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы». И. М. Линдер полагает, что шахматы воздействуют на психику ребёнка и тем самым вызывают к жизни особую форму умственной одарённости.
Шахматная игра, по его мнению, является не только эффективным средством воспитания умственных способностей и развития мышления, они представляют собой эффективное средство целенаправленного формирования положительных качеств личности.
В большинстве современных педагогических исследований, посвящённых шахматам, доказывается, что шахматы являются эффективным средством целенаправленного формирования определённых черт личности. Так В. В. Князева характеризует уникальность шахмат следующим образом : «Шахматы развивают воображение, аналитичность. Особые формы мышления и внимания, способность переключения и управления последним, выделения существенного, выбора варианта решения (давая возможность убеждения в его следствии, творческого общения и обособления, а также формируют самостоятельность творчества и его активный характер, чувство времени, ответственность за свои действия, целеустремлённость, настойчивость, терпение, интенсивно воздействуют на внешнюю и внутреннюю речь, математические и другие специальные способности, воспитывают эстетический вкус и т. п.».
Так как мы исходим из установки, что интеллектуальные способности человека на протяжении его жизни не являются неизменными, они могут, как развиваться, так и деградировать, то мы считаем, что шахматная игра, являясь рефлексивной по своей сущности игрой, способствует развитию интеллектуальных способностей человека, оказывает развивающее воздействие на когнитивные способности и познавательные функции личности в целом. В шахматной партии человек способен проявить свой интеллектуально - культурный потенциал, развивая когнитивные функции мышления и интеллект в целом. В шахматной игре заложен огромный потенциал для развития человеческого интеллекта. Целенаправленное и систематическое занятие шахматной игрой способствует развитию интеллектуальной культуры личности. В шахматной игре процесс повышения интеллектуального уровня и процесс творческой деятельности взаимно дополняют друг друга. Шахматная игра способствует развитию навыков стратегического мышления, предвидения возможных результатов и последствий совершаемых действий, навыки соединения как объективных, так и субъективных факторов деятельности. Навыки интеллектуальной и творческой деятельности, характеризующие шахматную игру, могут стать наиболее востребованными при решении задач по развитию современной интеллектуальной культуры общества, без чего немыслим переход к информационному обществу, а затем и к обществу знаний.