Наталья Краснова
Познавательная игра ко Дню славянской письменности и культуры «От знаков к буквам, а потом и к наукам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Публикация «Познавательная игра ко Дню славянской письменности и культуры „От знаков к буквам, а потом и к наукам“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- День науки
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» май 2022
Познакомить с историей создания славянской азбуки, её основоположниками, формировать умения применять полученные знания на практике.
Развивать: коммуникативные навыки, умения работать в коллективе.
Воспитывать: любовь к родному языку.
Ход игры:
Воспитатель: Добрый день, какие вы красивые! С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Узнать это очень трудно. Но у славянской письменности удивительное происхождение. Жили - были тогда наши предки и умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши они не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. И придумали они буквицы, которые стали называться «кириллицей» по имени Кирилла, одного из ее создателей.
Воспитатель: А мы с вами отправляемся в путешествие в прошлое. Вы готовы!
Дети :Да.
Воспитатель: Ребята посмотрите куда мы попали? Мы с вами попали к монастырской келье узкой! Посмотрите кто это сидит?
Просветитель Кирилл: Здравствуйте ребята! Я просветитель Кирилл. Я родился в славянской семье. У меня была мечта создать славянскую азбуку и наконец моя мечта сбылась. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Давайте я вас познакомлю.
Аз: Здравствуйте, ребята! Угадайте, какая я буква?
Дети: АЗ
Аз: Правильно, меня зовут «Аз».
Буки: Здравствуйте ребята! А теперь угадайте, как меня зовут?
Дети: Буки.
Буки: Верно, меня зовут «Буки».
Воспитатель: Ребята давайте назовем по порядку А И Б, Аз и Буки, кокое слово получается?
Дети: Азбука
Воспитатель: Аз и Буки предлагают сыграть в игру «Узнай, что на картинке нарисовано»
Воспитатель: Получилось слово «азбука»и «букварь». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения:
Дети: Ученье свет, а не ученье тьма. Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Просветитель Кирилл: А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста.
Веди: Здравствуйте, ребята! Меня зовут «Веди». Я все знаю, про все ведаю.
Воспитатель: Ну, тогда слушай мою загадку:
На поляне девчонки
В белых рубашонках
В зеленых полушалках.
Веди: Это березка.
Воспитатель: Березоньку милую, родную, издавна считают символом России. Березка воспета в поэзии и в прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
Воспитатель: Ребята буква Веди предлагает нам станцевать танец «От чего так в России березы шумят».
Просветитель Кирилл: Продолжим знакомство со славянской азбукой.
Глаголь: Здравствуйте, ребята! Я буква «Глаголь».
Воспитатель: Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята?
Глаголь: Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».
Воспитатель: Вот и тебе «глаголь», отгадаешь нашу загадку, подумай и дай правильный ответ: «Какое слово состоит из 3-х слогов, а указывает на 33 буквы?»
Глаголь: Это азбука.
Воспитатель: Верно! Это наша азбука!
Просветитель Кирилл: Смотрите, к нам спешит еще одна буква!
Добро: Добрый день, ребята! Меня зовут «добро».
Воспитатель: Какое у тебя доброе имя! Доброта – лучшая черта характера человека.
Добро: Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Воспитатель: Буква Добро предлагает сыграть в игру «Круг желаний».
Просветитель Кирилл: А к нам идет новая буква.
Люди: Здравствуйте, ребята! Я буква «Люди».
Люди, вы в ладу живите
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья,
Ты должен, ты можешь,
Ты в силах друзьям подварить.
Воспитатель: Песня «Дружба».
Просветитель Кирилл: Знакомьтесь, к нам идет новая буква.
Мыслите: Здравствуйте, ребята! Меня зовут «мыслите».
Воспитатель: Какая мудрая буква к нам пришла! Но мы тебе приготовили загадки.
1. Черные, кривые – от рождения немые,
Станут в ряд – сразу заговорят.
Мыслите: Буквы
2. Неграмотный, а весь век пишет.
Мыслите: Карандаш, ручка.
3. Была белая, да седая, пришла зеленая, молодая.
Мыслите: Зима, весна.
Воспитатель: Молодец, все загадки отгадала.
Просветитель Кирилл: В Азбуке есть буквы шипящие, есть буквы свистящие. И только одна из них буква рычащая.
Рцы: Здравствуйте, ребята! Я буква «рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я – начало слова «Русь».
Воспитатель: Ребята буква Рцы нам приготовила игру «Рябина России»
Воспитатель: Вот поэтому азбука постоянно упрощалась, делалась более удобной. Многие выдающиеся русские писатели приняли участие в усовершенствовании азбуки и языка: Ломоносов, Даль, Пушкин и другие. А теперь наша азбука состоит из 33 буквы. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они принесли многим народам, не только славянским, азбуку, свет Просвещения, истины, добра и красоты. А нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Список литературы:
1. Бернштейн С. Б. Константин - философ и Мефодий: Начальные главы из истории славянской письменности. // С. Б. Бернштейн. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 166с.
2. Верещагин Е. М. Терминотворчество Кирилла и Мефодия // Вопр. языкозн. - 1988. - №2. - С. 91-100.
3. Власов В. Г. Славянская азбука и славянские просветители : (Кирилл и Мефодий). - М. : Знание, 1989. - 61, (3) с. ; 20 см. - (Новое в жизни, науке, технике. Научн. атеизм; 6/1989).