Надежда Беседина
Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» (Л. С. Выготский).
Публикация «Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. Компьютер, телевизор, планшеты прочно вошли в жизнь малышей. Домашний экран вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Компьютерные игры заменили детям непосредственное общение друг с другом. Современные технологии вытесняют живое общение. Дети не хотят читать книги, обсуждать прочитанное. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Как следствие всего этого - речь наших детей оставляет желать лучшего: скудный словарный запас, пассивный словарь сильно преобладает над активным, грамматический строй речи развивается медленно, страдает звуковая культура речи. Ведь речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением. Это средство осознания своих переживаний и создание себя в целом. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, словом всё, что составляет внутренний мир человека. Ребенок не умеет правильно выражать свою мысль, облекать её в точную словестную форму, слабое формирование причинно-следственных связей, и мы получаем дошкольника с узким кругозором, у которого не развиты наблюдательность, образное видение мира, творчества.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию.
Не менее важна роль словарного запаса дошкольника. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
Слово обозначает вещи, слово выделяет признаки, действия, отношения. Слово объединяет объекты в известные системы, иначе говоря, кодирует наш опыт. (А. Р. Лурия) …Слово является не только средством замещения вещи, представления; оно является и клеточкой мышления, потому что важнейшими функциями мышления являются именно абстракция и обобщение… Тем самым слово выполняет ту огромную работу, которая проделана в общественной истории языка. Это дает основание для того, чтобы слово становилось основой обобщения (а тем самым и орудием мышления) и средством общения – орудием речевой коммуникации. Как показал Л. С Выготский, на каждом этапе развития ребенка слово, сохраняя одну и ту же предметную отнесенность, приобретает все новую и новую смысловую структуру, оно меняет и обогащает систему связей и обобщений, которые стоят за ним, что означает, что значение слова развивается.
Овладевая языком, ребенок и усваивает устойчивые традиции родного языка, и учится речетворчеству, что отражает закономерность развития языка как явления социального.
Общеизвестна прямая взаимосвязь мышления и речи. К. Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии речи – научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах и явлениях, формировать способности к наблюдению.
Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление осуществляется в речевой форме. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно - действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления позволяет детям усвоить элементарные понятия. С ростом словаря развивается понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны речи дети постепенно овладевают ее образными элементами.
Критическое мышление – это продуктивное, оценочное, рефлексивное мышление. Данная технология, предусматривает свои правила, но она позволяет учитывать опыт каждого ребенка, чередование разных видов работ : индивидуальной, парной, групповой. Работа с информацией позволяет искать ответы, выявлять затруднения и противоречия, систематизировать ответы на поставленные вопросы. Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом есть его отличие от мышления творческого. Критическое мышление – направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.
Инновационность данной технологии – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее, выделять главное, обобщать, классифицировать.
Критическое мышление – это способ взаимодействия с идеями и информацией
3 стадии критического мышления
1. Создание ситуации проблемы
2. Работа над проблемой (осмысление) Каждый ребенок сам для себя делает открытие, работа над новым материалом
3. Стадия рефлексии. Закрепление и оценка нового. Размышление над полученной информацией.
Благодаря способности детей мыслить решаются трудные задачи, делаются маленькие открытия, появляются изобретения. Критическому мышлению нужно учить.
К пяти годам возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. Развиваются коммуникативные умения, у ребёнка появляются друзья.
Пятилетний ребёнок воспринимает продолжительные рассказы, объяснения, поскольку у него появляется знаково-символическая функция (интерес к буквам, цифрам).
К пяти годам становится более устойчивое внимание, возникает способность произвольного запоминания, совершенствуются восприятие, воображение, развиваются высшие формы наглядно-образного мышления
Увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации, мыслей и рассуждений. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей наряду с практическим наблюдением и экспериментированием.
К пяти годам появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, т. е. детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной, т. к. это возраст «почемучек», а также возраст креативности.
Этот возраст соответствует второму уровню «проясняющейся» критичности - выражается в стремлении отыскать и конкретизировать наличие определенных ошибок или несуразностей в объекте познания. Ответы детей отличаются конкретностью и часто сопровождаются жестикуляцией. Критическое отношение на этом уровне может проявляться в форме вопроса, с помощью которого дети как бы стараются уточнить правильность своей позиции. Достижение этого уровня оказывается возможным в случаях умственной активности детей, выражающейся в сопоставлении и противопоставлении отдельных элементов объекта.
В данном возрасте возможно применение следующих методов и приёмов развития критического мышления :
1. «Прогнозирование» - активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение М. Пришвина «Лисичкин хлеб». - Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).
2. «Логические цепочки» - развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: космонавт, планета, невесомость, … и т. д.
3. «Ассоциативный куст» - активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Звери наших лесов» - Какие ассоциации возникают при слове «звери»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком – символом. - Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основным словом «звери» с помощью стрелок. - Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.
4. «Диаграммы Венна» («Круги сравнения») – конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. Тема: «Транспорт». - Что мы знаем о транспорте? На какие группы можно его разделить? Распределите транспорт по кругам сравнения. Дети прикрепляют картинки с изображенным транспортом на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (подземный, водный, воздушный, наземный). – Какой транспорт может быть и пассажирским, и грузовым? Где вы их расположили по кругам сравнения? Дети называют транспорт, который расположен в общей части кругов. - Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского?
5. «Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала
1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);
2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно - следственных связей;
3) Поиск новых кластеров: наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;
4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему.
6. «Кубик» с вопросами – активизация знаний о предмете или теме, составление предложений в виде ответа на вопросы. Вопросы на «кубике» даны следующие: Что? Какой? Как? Почему? Где? Зачем? Тема: Транспорт. Дети читают вопрос на грани кубика и составляют вопрос по теме, другие дети отвечают на поставленный вопрос. Проводиться в форме групповой работы.
7. «Толстые и тонкие вопросы» - осмысление содержания художественного произведения. «Толстый» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «тонкий» вопрос требует развёрнутого ответа.
8. «Четыре шляпы мышления»
1) белая шляпа - факты
2) красная - чувства и эмоции
3) черная - ищет недостатки, критикует
4) желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты
9. «Верные и неверные суждения» («Плюс, минус») - Воспитатель: «Что вы знаете о космонавтике? При помощи сигнальных карточек вы будете определять верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) утверждений.
10. Синквейн» («Пять строк») .
Преимущество синквейна в том, что можно включать его в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы не нарушая при этом основной структуры занятия.
Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления дидактического синквейна не противоречит «Программе логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3 уровень и служит средством оптимизации учебного процесса.
Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.
Схема составления синквейна следующая :
В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?
В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, пословица, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Ассоциация, синоним. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Можно учить составлять синквейны детей, которые только изучают буквы и не умеют читать. Можно предложить устное составление синквейна вопросительными словами.
-О ком? О чем? Какие? Какая? Какое? Что делал? Что сделал?
Наводящие вопросы помогают выделить главную мысль, отвечать на вопросы и по алгоритму, создают свои устные нерифмованные стихотворения.
На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной используются следующие упражнения:
• «Подбери определения» - например, к слову «арбуз». Какое оно: спелый, сочный, полосатый, сладкий.
• «Узнай предмет по определению»- длинный, теплый, вязаный … (шарф)
• «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет) ; лист … (падает, кружится, летит, растет).
• «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
• «Назови часть целого» - машина … (кабина, колесо, дверь, багажник) ; и др.
1 Осень
2 Нарядная золотая
3 Опадает шуршит плачет
4 Унылая пора, очей очарованье
5 Время года
1 Санкт-Петербург
2 Красивый, величественный
3 Побеждает, трудится, защищает
4 Я люблю мой город
5 Город – герой
1 Победа
2 Прекрасная, трудная
3 Радует, приходит, приносит
4 70 лет великой победы над врагом
5 Счастье
Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков.
1Салют
2 Торжественный, сверкающий
3 Радует, распускается, переливается
4 Саша любит смотреть салют
5 Праздник
1Воин
2 Сильный, отважный
3 Спасает, защищает, сражается
4 У воина блестящие подвиги
5 Защитник
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память….
Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л. С. Выготский в работе «Мышление и речь».
Эффективность синквейна в его простоте.
- Синквейн могут составить все.
- В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.
«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска, — писал В. Шаталов. - Дети будут гордиться своими достижениями!»
Литература
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/ Д: Феникс, 2011.
2. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение» Мозаика –Синтез,1999
3. Выготский Л. С. «Мышление и речь» М. Просвещение,1988.
4. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки» М. Просвещение, 19854.
5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) СПб. 1999.
6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» Союз, 2001.
7. Лурия А. Р. «Язык и сознание» Феникс, 1998
8. 2. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. :АРКТИ, 2002.
9. 3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
10. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб. : Альянс «Дельта», 2003