Инна Сурмина
Статья. Педагогические возможности традиционной народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к народной культуре на сегодняшний день существенно возрос. Это связано с тем, что в современных условиях традиции становится связующим звеном с исторической памятью и помогают сохранить национально-культурную идентичность. Однако само понятие «культура», «традиционная культура», «народные традиции» трактуется различным образом.
Публикация «Статья, Педагогические возможности традиционной народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Слово «традиция» происходит от лат. tradition (передача). Традиция – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от предков к потомкам и сохраняющиеся в этносах, в обществах, а также в социальных группах в течение длительного времени. Это определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, а также уже знакомые нам ритуалы, обряды и обычаи.
Многие исследователи (С. А. Артюнов, А. Б. Гофман, И. В. Суханов) считают, что традиция – это даже не то, что передается, а сам способ передачи культурного наследия.
Воспитание любви к Родине, приобщение к народной культуре – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
По мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать, передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Педагогический потенциал русской традиционной культуры, наследование лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в различных видах народного искусства, позволяет решать задачи воспитания и всестороннего развития ребенка.
Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на него, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно – живой образец процесса народного развития.
Духовное богатство личности, как полагает Сухомлинский, - это, прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений.
В середине Х1Х века ученые и педагоги стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В. И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году Д. Г. Булгаковский обращается к пословицам, песням, загадкам, обрядам. Отмечая их воспитательное значение в народном быту.
Другой исследователь, А. И. Соболев, рассматривал детские игры в сочетании с детскими песнями и тем самым еще больше расширил границы народной педагогики.
Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Народная педагогика не является наукой, так как она представляет собой не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью, бытом и трудом.
Наряду с понятием «народная педагогика» утвердился другой термин – «этнопедагогика». Впервые предложенный Г. Н. Волковым, который является основателем нового направления в педагогической науке – этнопедагогике. Он определил ее объект и предмет исследования, выделил основные категории, факторы, методы, условия, определяющие эффективность воспитания в народной педагогике, а так же условия, которые необходимо создать для ее функционирования в современных условиях.
В этнопедагогике представлен сравнительный анализ обучения и воспитания, существующих у разных народов; показано влияние национальной психологии на обучение и воспитание подрастающего поколения; выявлены закономерности этого процесса.
Между народной педагогикой и научной педагогикой существует диалектическая взаимосвязь. С одной стороны, классическая народная педагогика вбирает в себя все лучшее из народных воспитательных традиций. С другой стороны, народная педагогика использует методический инструментарий научной педагогики. По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успехов в педагогике необходимо опираться на систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств. Знание устного народного творчества, т. е. отраженного в нем народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития народа, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и развитие личности каждого ребенка.
Ведущая роль этнопедагогики – достижение гармонии природного, социального и духовного в развитии человека.
А смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням.
Дошкольный возраст, по мнению Д. Б. Эльконина, - это возраст интенсивного становления моральных этических инстанций и волевого действия у детей. Область культуры и опыта человечества служит прямым источником становления морального облика детей. По мнению Д. И. Фельдштейна, ребенок с момента рождения находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции.
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка.
По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления.
Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в ней источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества.
Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представления у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, и другие.
А. П. Усова; К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт считали народные подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
Использование в современной образовательной системе основ русской традиционной культуры, выявление ее богатейших и уникальных учебно-воспитательных возможностей позволяет решать актуальные проблемы нашего времени: формирование национального самосознания и сохранение духовного наследия наших предков. Русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы-идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения россиян.
Необходимо, чтобы знакомство детей с народной культурой начиналось с того периода, когда они открыты для восприятия окружающего мира на эмоционально-чувственном уровне.
Список литературы
1. Антонова Г. А., Ельцова О. М. Воспитание духовности через приобщение
дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа.
– СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М. : Академия, 1999.
3. Дьяченко Л. Ю. Статья Проблема формирования этнокультуры у
дошкольников.
4. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Волгоград, Учитель, 2012.
5. Кутьина Н. Б. Ребенок XXI века. Воспитание культурой. Русская народная
культура. – СПб. : «Союз художников», 2011.
6. Майер А. А. Введение детей в проблемы социальной действительности.
Родиноведческий подход, - СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012.
7. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной
культурой. – М. : Сфера, 2011.