светлана мулкиджан
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО»
статья музыкального руководителя ГБДОУ №5 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Мулкиджан Светланы Леонидовны.
Санкт-Петербург, 2015 год
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В самом широком, социальном контексте среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс становления личности, понимаемый как социализация. Среда развития ребенка — это пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.
Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью». В целом ряде исследований того времени последовательно и обстоятельно доказывается, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты, качества и даже не его поведение, а условия, среда его существования — предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность.
Само понятие "развивающая предметная среда детства" было введено в лексику педагога после 1988 года. Исследования в этой области были начаты значительно раньше, вскоре после создания в 1960 году НИИ дошкольного воспитания. К 1968 году здесь были созданы системы развивающих игрушек и дидактических пособий, направленных на формирование первоначальной культуры мышления детей раннего (С. Л. Новоселова) и дошкольного (Н. Н. Поддьяков) возрастов. К середине 70-х годов были разработаны система развивающих игрушек для младенцев, получившая 1 премию на конкурсе "Игрушка XXI века" и многопрофильная система "Мебель-игрушка" и "Растущая мебель" для дошкольников. Были разработаны новые принципы формирования предметной среды : предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, созданы конструкторы, отвечающие задачам интеллектуального развития ребенка, система развивающих игрушек для младенцев.
Сегодня новые информационные технологии, вошедшие в практику дошкольного образования привлекли внимание к возможностям и потребностям дошкольного возраста, заставили общественность задуматься над необходимостью создания предметной среды детства как развивающей системы, смыкающейся с нуждами дошкольной игры и дидактики. Компьютерные возможности как бы увенчали пирамиду развивающих предметных сред и средств детского сада, направленных на гармонизацию личности ребенка и поддержку его творческих способностей.
Под развивающей предметно-пространственной средой (РППС) следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи АОП и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, доровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
В качестве центров развития могут выступать :
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок для театрализованных игр;
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д. ;
• уголок наблюдений за природой;
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Какие функции выполняет развивающая среда?
Развивающая функция среды является ведущей. Понимание развития как результата воспитания и обучения, как продвижение от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» (по Л. С. Выготскому) развития ребенка определяет необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать
как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на
свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания уже известных, традиционных и новых, незнакомых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. В качестве показателей развивающей направленности предметной среды могут быть выделены следующие:
Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать
детский сад;
Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, способность выбирать
занятия по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием
предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов;
Высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;
Отсутствие частых конфликтов между детьми.
Не менее важна и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она
представляет для него интерес, мотивирует его к действиям, исследованию. Среда служит непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации
воспитателем.
Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений, их цветовые характеристики должны вызывать положительные эмоции, обеспечивать защищенность и комфортность. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Воспитывающая функция среды может реализоваться при условии создания воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является тем самым центром, где зарождаются сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение, бережное отношение к людям и предметам.
Организационная функция. Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
• находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;
• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее проектированию воспитателем.
Для организации РППС в соответствии с конкретными условиями ДОУ могут быть учтены некоторые особенности.
Особенности организации РППС для реализации особых образовательных потребностей детей.
Для детей с ДЦП с трудом передвигающихся самостоятельно создается безбарьерная среда – помещения оборудуются специальными поручнями. Так же при необходимости адаптируется рабочее место (стулья с поручнями, подставка под ноги, специальные подушки на сиденье). В уголках для рисования предполагаются специальные насадки для карандашей. Дети рисуют толстыми гранеными карандашами.
В группах выделены ровные участки стены для коррекции осанки.
В спальнях находятся массажные дорожки для хождения по ним босиком.
Особенности организации РППС для развития самостоятельности.
Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр., которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.
Особенности организации РППС для самовыражения средствами искусства.
Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.