Нина Митрофанова
Развитие компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В данной статье рассматривается значение развития основ компьютерной грамотности у детей дошкольного возраста, отмечается, что внедрение компьютера в жизнь дошкольника основано на требовании приоритета развития личности каждого ребёнка в условиях информатизации.
Публикация «Развитие компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мой друг - компьютер
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Наше время – это время информационных технологий, компьютерной революции. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Общество нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоё мкостью информационных средств: от персональных компьютеров до глобальных связей Интернета.
Сегодня почти в каждом доме и каждой дошкольной образовательной организации есть компьютер, который используется как самый современный инструмент для обработки информации и эффективное средство организации воспитательно-образовательного процесса. Для ребенка-дошкольника компьютер – это новая игрушка, поэтому у него нет страха перед техникой. Чем раньше дети познакомятся с компьютером, овладеют им, тем меньше будет психологический барьер между ними и машиной.
Компьютер – это всеобщая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить и в корне изменить развивающую среду дошкольной образовательной организации в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютеров в детских садах доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
В 80-90-ые годы XX века в детских садах нашей страны начали активно использовать возможности компьютерных средств деятельности. Сегодня процесс информатизации дошкольного образования является достаточно масштабным и эффективным. Общение ребенка дошкольного возраста и компьютера начинается с компьютерных игр, которые подбираются родителями или специалистами с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Компьютерная игра – это «специально созданная компьютерная программа, предоставляющая пользователю (играющему) возможность активного участия в изменении игровых ситуаций, отображаемых на экране компьютера».
Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. Компьютер передает информацию ребенку в привлекательной форме, что ускоряет запоминание содержания, делает его осмысленным и долговременным. С помощью детских компьютерных игр развивается воображение, память, внимание, мышление, логика, творческие способности.
С использованием компьютерных игр становится интереснее изучать математику, музыку, природу. По сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, компьютер обладает рядом преимуществ. Информация на экране представлена в форме игры – интерес детей повышается. В компьютерной игре используются образы, которые понятны дошкольникам. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером – это стимул для развития познавательной активности ребёнка. Индивидуализация обучения позволяет ребёнку приобрести уверенность в себе.
Кроме того, компьютер очень терпелив и не ругает никогда за ошибки, а ждет, пока ребёнок сам их исправит. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития моторики. В любых компьютерных играх детям необходимо учиться нажимать пальцами на клавиши, это развивает мелкую мускулатуру. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют глаза. Чем внимательнее человек всматривается в то, над чем он работает, тем больше пользы 18 его мозгу.
Поэтому важно формировать моторную координацию и координацию совместной деятельности моторного и зрительного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей с компьютером. Методологическая концепция моделей новых форм организации воспитательно -образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Основой при организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе и тех, которые обеспечивают готовность ребенка к обучению в школе. Новый образовательный стандарт дошкольной ступени прямо указывает на необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Уровень современной информатизации побуждает развивать навыки работы с информационными и коммуникационными технологиями с дошкольного возраста во всех образовательных учреждениях.
Элементы компьютерной грамотности формируются у детей легче, если ведущими мотивами их деятельности являются игровые методики. Игра вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей. Поэтому компьютер должен войти в жизнь ребенка-дошкольника через игру.
В ходе игровой деятельности ребенка, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результатов действий, проектные качества мышления. Эти новообразования ведут к повышению уверенности в собственных силах, развитию творческих способностей детей.
Таким образом, формирование основ компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста оказывает весомое влияние на разные стороны развития. Возникают новые виды деятельности ребёнка, которые тесно связаны с компьютерными играми : компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, что способствует появлению новых горизонтов развития личности.