Светлана Митряева
Поддержка потребностей ребенка как условие социальной успешности детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Поддержка потребностей (притязаний) ребенка как условие социальной успешности детей
(опыт работы с детьми средней группы «Почемучки»)
воспитатель Митряева С. А.
Каждому человеку присуще желание чего-либо добиться в жизни.
Умение ставить перед собой осуществимые задачи, соответствующие реальным возможностям, свидетельствуют о наличии адекватного уровня притязаний, уровня, которого стремится достичь в деятельности, идеальная цель его будущих действий.
Публикация «Поддержка потребностей ребенка как условие социальной успешности детей» размещена в разделах
Уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими, т. е уровень притязаний напрямую связан с самооценкой.
Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной поддержкой вне зависимости от того, как он в данный момент себя оценивает: помыл ли он сегодня посуду или разбил чашку, т е. педагог может повлиять на самооценку ребёнка. Самооценку можно повысить, либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Успех - факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний.
Особое значение дети придают своим возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана, поэтому, опираясь на эти научные подходы, мы стараемся учитывать их уровень притязаний, а его соответствие возможностям ребенка – одно из условий гармоничного развития личности.
Например: новенький мальчик Серёжа, очень привязан к маме. Мы узнали, что он увлекается техникой, а конкретно культиватором. Чтобы поддержать интерес, мы подсказали маме собрать информацию и сделать совместно лэпбук. Недавно он его принёс, сам про всё рассказал и показал, дети увлечённо слушали его, для многих эта информация была новой, т. о. мы помогли поднять его самооценку, и мальчик приходит в группу без слёз.
Притязания на дружбу, общение – это потребность. А потребности необходимо удовлетворять. Снижать уровень притязаний, значит помочь ребенку удовлетворить первоочередные потребности, разобраться, что для него более важно.
В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок 4 - 5 лет учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.
Для большинства детей нашей группы характерны такие особенности, как повышенная эмоциональность, активное проявление стремления к общению со сверстниками, потребность в принятии, пробуждение интереса к правилам поведения, фантазирование, ранимость. Особенно внимательно мы относимся к детям, которые по тем или иным причинам (робость, застенчивость, агрессивность) не могут найти себе в группе друзей, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении, а также к вновь поступившим детям, которых в этом году у нас уже четверо.
Однако у некоторых наблюдаются излишняя скованность в общении, у других - черты агрессивности, нежелание следовать указаниям или правилам, у третьих обнаружили трудности взаимоотношений и согласования действий с другими детьми в общей деятельности.
Поэтому главное в этом учебном году для нас — предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение, создать условия для социальной успешности детей. В этом нам помогают наши технологии, одна из них Технология правил
Дети в группе разные, но есть правила и нормы, которые необходимо соблюдать всем.
Самая большая группа правил — правила поведения. Представляет собой карточки правил. Они обговариваются педагогами вместе с детьми, дети следят за их выполнением. Правила эти четкие и краткие. Дети сами решают, где удобно разместить правила (в одном месте — альбом, в разных местах группы). Правило «живет» в группе 1 месяц, затем убирается. Если имеется массовое невыполнение правила, оно возвращается на видное место. В плане мы записываем его 1 раз в 2 недели, по понедельникам, во второй половине дня («Правила поведения»)
В силу возрастных особенностей детям для следования правилу недостаточно только его произнесения. Они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоминающих о необходимости соблюдать правило. Такими средствами у нас, например, являются песочные часы, колокольчик. В нашей группе первый звонок колокольчика взрослым обозначает – предупреждение, что необходимо заканчивать самостоятельную деятельность, а второй – подходим к воспитателю. Дети теперь уже без напоминания взрослого выполняют его, самостоятельно замечают нарушения и обговаривают их (на групповом сборе, например) Это правило, звуковой сигнал, позволяет детям плавно переходить от самостоятельной деятельности к организованной. Правило мы используем перед НОД или прогулкой.
«Мальчики-девочки» Все знают, как любят дети-дошкольники туалетную комнату (можно поиграть с водой и мылом, спрятаться и т. д.) и то, как трудно их от этого отучить. Эта проблема исчезает после введения простого правила: на дверной косяк вешаются две карточки, изображающие мальчика и девочку. Когда в туалете никого нет, обе они перевернуты. Когда вошли девочки, переворачивается карточка с соответствующим изображением. Это сигнал для мальчиков: «Не входить!» и наоборот. Правило используется, например, перед прогулкой или перед приёмом пищи.
Совсем недавно мы стали использовать приём работы детей в паре, идея которого состоит в том, что задание получает не каждый ребёнок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Т. к. главным при взаимодействии в паре является умение договариваться, что в среднем возрасте получается недостаточно хорошо, то сейчас дети получают позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под небольшим руководством воспитателя.
Здесь работает система двух ролей «действующий – проверяющий»
Задание получает пара детей; «действующий» выполняет задание; «проверяющий» проверяет, находит ошибки (если они есть, обсуждает их с «действующим»;
При выполнении следующего задания дети меняются ролями.
Приём мы используем на занятиях, при выполнении поручений в группе и на прогулке
Прием «Пиктограмма дня» — режимные моменты
Пиктограмма - это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких - либо слов и выражений.
С целью организации и ориентировки детей во времени — что его ожидает в течение дня, мы используем карточки режимных моментов: гимнастика, завтрак, организованная деятельность, прогулка, обед, сон, полдник и т. д. Последовательность карточек меняется в зависимости от дня недели (занятия, досуги, опыты и т. д., но основные режимные моменты остаются неизменными.
Те виды деятельности, которые меняются, выделяются цветом (утренник, театр вместо НОД и т. д.). Карточки помогают ребенку сориентироваться по времени
Выбор деятельности
Основополагающим приемом, определяющим и уровень притязаний и самооценку ребенка является реализация выбора.
Выбор деятельности всегда ограничен, т. к. невозможно детям заниматься одновременно одним видом деятельности.
Доска выбора представляет собой поле, на котором символами обозначены игровые уголки с цифрой-ограничителем (количество детей, которые могут одновременно находиться в центре). У каждого ребенка есть символ (фишки с фото, с помощью которого он показывает, чем будет заниматься. Выбор детьми осуществляется дважды в течение дня: утром, по приходу в детский сад, и после сна.
«Выбор деятельности» позволяет формировать у детей согласованные действия с другими детьми, считаться с их желаниями, умение договариваться. Всегда есть выбор и ограничение выбора.
Наше общение с детьми строится на том, чтобы:
- не унижать и не оскорблять ребёнка;
- быть терпимыми и сдержанными;
- поддержка детей
- не оставлять без внимания проблемы детей
Результатами нашей работы можно считать, наверное, то, что дети стали чаще использовать в самостоятельной деятельности схемы, мнемотаблицы, пиктограммы и круг выбора. Дети, которые ходят в нашу группу второй год внимательно следят за «новичками», (берут над ними шефство) поправляют и показывают, как надо делать, если те неправильно что – то сделали. Также мы заметили, что дети охотнее идут в группу, особенно две пары неразлучных близнецов, которые раньше ходили только вместе, а теперь, если один заболеет, другой с радостью идёт в сад.