Светлана Долгих
Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения.
▼ Скачать +Заказ
Существуют различные факторы риска психологического здоровья детей :
средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
Публикация «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения,» размещена в разделах
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Необходимо предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Какую психологическую поддержку необходимо оказывать детям в дошкольном учреждении.
Задачи психологической поддержки детей :
1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.
Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:
1. Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
2. Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
3. Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.
Рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка:
Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Всем успехов в работе и всегда позитивного настроения!