Сара Тлишева
Формы работы школы-интерната по социальной адаптации и успешности выпускников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ГКОУ РА «Адыгейская Республиканская школа-интернат
для детей с ОВЗ»
Методическая разработка
на тему:
«ФОРМЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И УСПЕШНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ»
Работа воспитателя :
Тлишевой С. А.
2017г.
«Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность».
Публикация «Формы работы школы-интерната по социальной адаптации и успешности выпускников с ОВЗ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Социализация — это непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно она протекает в детстве и юности.
В настоящее время актуальной проблемой является подготовка воспитанников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важное место в учебно-воспитательном процессе занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает учащихся комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.
В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Прежде всего, что такое социализация? Социализация – это процесс, включающий в себя усвоение социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
Дети специальной (коррекционной) школы-интерната с ОВЗ отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения, они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа её условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.
Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Поэтому мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.
Основные задачи:
- Создание условий для управления личностными мотивами поведения;
-Расширять и совершенствовать круг культурных потребностей;
-Развивать умение анализировать собственную деятельность;
-Формировать стремление добиваться результатов и доводить начатое дело до конца;
-Развивать стремление к познанию окружающего мира;
-Создавать условия для корригирования (исправления) психических процессов;
-Исправлять искаженное представление о жизни;
-Формировать навыки и потребности в труде, в определении достойного места в обществе;
Основными направлениями воспитательной работы, которые служат созданию оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в школе-интернате являются :
- Блоковая воспитательная система (Созданы и имеются в наличии программы по всем воспитательным блокам. Программы построены с учётом индивидуальных, возрастных и физиологических особенностей в развитии ребёнка и предусматривают последовательное формирование умений различной направленности) :
* путём нравственно – эстетического воспитания (основы социализации и общения) мы формируем становление личностной позиции, основ правового воспитания, развиваем представления о человеческих ценностях, воспитываем эмоциональную отзывчивость (беседы, тестирование, внеклассные занятия, презентации, театрализованные представления); Содержание деятельности в данном направлении включает в себя: Чтение и обсуждение художественных произведений, разыгрывание и моделирование жизненных ситуаций на нравственную тему, знакомство с традициями и обрядами русского народа, с народными праздниками, промыслами; посещение театров, музеев концертов, выставок, экскурсии ;
* через творческое развитие мы стараемся формировать творческие способности детей (конкурсы рисунков, поделок, конструирование и моделирование);
*посредством трудового воспитания мы отрабатываем трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем, уборка пришкольной территории, стараемся помочь детям в их профессиональном самоопределении (беседы, практические занятия, создание альбомов по профориентации);
* основам экономической грамотности (бюджет семьи, доходная и расходная часть и т. д.) посвящаем занятия экономического практикума;
Посещение магазинов, сберкассы, почты, где дети учатся грамотно расходовать денежные средства, оплачивать налоги, посылать телеграммы и письма, пользоваться банкоматами и терминалами;
* одним из основных блоков является блок «Охрана здоровья и физическое развитие» :
Цели и задачи:
• воспитание и стремление к здоровому образу жизни;
• приобщение к занятиям физкультурой;
• воспитание силы, воли, выносливости;
• привитие любви к спорту;
• воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
• создание условий для физического развития учащихся.
Формы и средства реализации:
• организация деятельности по охране здоровья и профилактике заболеваний; диспансеризация;
• организация работы спортивных секций по различным видам спорта;
• уроки физкультуры, индивидуальные занятия; ритмика
• организация внутришкольных спортивных соревнований и мероприятий, участие в районных, городских, всероссийских соревнованиях;
• Дни здоровья;
• посещение катков; лыжные прогулки;
Ежегодный отдых детей в летний, зимний, осенний, а теперь и весенний период во время каникул в оздоровительных лагерях. Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно только лишь при условии тесного взаимодействия всех специалистов учреждения (социальный педагог, медицинский работник, психолог, музыкальный работник, логопед, дефектолог, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования).
Результатом нашего огромного труда будут являться наши выпускники, которые смогли найти свое место в социуме.