Алина Яковлева
Педагогические условия формирования представлений о семье у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрываются теоретические основы формирования представлений о семье у детей 6-7 лет.
Ключевые слова: семья, представления, дошкольники, беседа, игра, литература.
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Семья – это одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Государство заинтересовано в развитии, сохранении и укреплении семьи. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания.
Публикация «Педагогические условия формирования представлений о семье у детей 6–7 лет» размещена в разделах
По мнению А. Д. Кошелевой [3], эмоциональный мир ребенка, его самосознание, нравственные устои личности – все это формируется в решающей мере под влиянием семьи. Родители и уровнем своего образования, степенью своей воспитанности, и своей системой ценностей и идеалов очень сильно влияют на то, как в конечном счете ребенок будет строить свою будущую семью.
Семья по-мнению Т. А. Куликовой [4] обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности. Через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.
Многие исследователи изучали особенности представлений детей о семье, генезис их развития, особенности восприятия семейных отношений, психологические функции, обусловливающие формирование представлений о семье : А. Я. Варга, Л. Н. Галагузова, С. В. Дармодехин, Н. И. Демидова, О. А. Карабанова, А. Д. Кошелева, А. С. Красовский, Т. В. Кузнецова, О. В. Лобза, А. С. Макаренко, С. Ю. Мещерякова, Е. В. Мжельская, А. В. Мудрик, Л. Ф. Обухова, Б. Спок, В. А. Сухомлинский, Г. Г. Филиппова, О. А. Шаграева и др.
С. А. Козлова, Т. А. Куликова [4] подчеркивают приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Исследования Т. А. Куликовой, Т. А. Марковой, Г. Н. Гришиной, Т. А. Репиной и др. посвящены выявлению условий и путей формирования интересов и привязанностей, значимых ориентаций, прежде всего, к родному дому, своему роду, семье. Т. А. Куликова [4] отмечала роль дидактических игр и занятий в формировании семейных представлений. Проблеме формирования «образа семьи» у старших дошкольников посвящены работы Н. И. Демидовой. Исследователь [1] предлагает расширять представления родителей о жизни детей в детском саду с помощью информационного материала, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно только, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания.
Чтение художественной литературы является одним из интересных и доступных детям дошкольного возраста методом формирования представлений о семье. О. В. Дыбина, Р. Е. Шнайдер [2], отмечает, что содержание произведений должно быть доступно и интересно детям. Вопросы к детям после прочтения произведения позволяют педагогу определить, как малыши восприняли идею, мораль произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. Важным в этой ситуации является то, что дети всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.
Широкими возможностями для формирования представлений о семьи обладает народная педагогика. О. В. Дыбина, Р. Е. Шнайдер [2] отмечают, что обращение к произведениям устного народного творчества позволяет проследить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей, раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Исследователи О. В. Дыбина, Р. Е. Шнайдер [2] считают, что привлечение художественных произведений помогут педагогу активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений.
Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать их. В этом случае, по-мнению Л. Ф. Островской [5] неоценимы этические беседы и повседневные жизненные ситуации. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения. Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках.
Сюжетно-ролевые игры важны для формирования представлений о семье у детей 6-7 лет. Т. А. Куликова [4] отмечает, что в процессе игр, дети берут на себя роли, знакомятся с правилами поведения, учатся договариваться, подбирают вежливые слова. В этих играх дети отрабатывают правила и нормы культуры поведения в семье. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о досуге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.
Н. И. Демидова [1] выделяет дидактическую игру как средство формирования представлений о семье, так как в ней закрепляются представления о родственных отношениях в семье, расширяются представления детей о родителях. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача, которая определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, семья. В дидактических играх у дошкольников происходит воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу.
Н. И. Демидова [1] предлагают для формирования представлений о семье создать музей в группе. Семейный музей по-мнению исследователя [1] эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Создание такого музея правомерно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленный на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.
Таким образом, при формировании представлений о семье важно подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи; показать действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. В ходе образовательной работы необходимо пробудить и упрочить у детей чувства благодарности, уважения к родителям. К педагогическим условиям формирования представлений о семье можно отнести использование дидактических игр для развития познавательного интереса к семье; включить этические беседы о семье и чтение художественной литературы в режимные моменты дошкольной образовательной организации. Использование совместных форм работы родителей с детьми (праздников, развлечений, разработка музея) будет способствовать формированию положительного и действенного отношения к семье.
Литература
1. Демидова, Н. И. Дошкольные учреждения и семья / под ред. Т. Н. Дороновой и др. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 126 с.
2. Дыбина, О. В., Шнайдер, Р. Е. Приобщение детей к истокам семьи // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 6. – С. 124–129.
3. Кошелева, А. Д. Взаимодействие «взрослый - ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / ред. -сост. Г. В. Бурменская. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2005. – С. 64–96.
4. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – Москва : Академия, 1999. – 232 с.
5. Островская, Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – Москва : Просвещение, 1990. – 160 с.