Приложение МААМ

Педагогические условия формирования представлений о семье у детей 6–7 лет

Алина Яковлева
Педагогические условия формирования представлений о семье у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье раскрываются теоретические основы формирования представлений о семье у детей 6-7 лет.

Ключевые слова: семья, представления, дошкольники, беседа, игра, литература.

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Семья – это одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Государство заинтересовано в развитии, сохранении и укреплении семьи. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания.

Темочки:

По мнению А. Д. Кошелевой [3], эмоциональный мир ребенка, его самосознание, нравственные устои личности – все это формируется в решающей мере под влиянием семьи. Родители и уровнем своего образования, степенью своей воспитанности, и своей системой ценностей и идеалов очень сильно влияют на то, как в конечном счете ребенок будет строить свою будущую семью.

Семья по-мнению Т. А. Куликовой [4] обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности. Через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.

Многие исследователи изучали особенности представлений детей о семье, генезис их развития, особенности восприятия семейных отношений, психологические функции, обусловливающие формирование представлений о семье : А. Я. Варга, Л. Н. Галагузова, С. В. Дармодехин, Н. И. Демидова, О. А. Карабанова, А. Д. Кошелева, А. С. Красовский, Т. В. Кузнецова, О. В. Лобза, А. С. Макаренко, С. Ю. Мещерякова, Е. В. Мжельская, А. В. Мудрик, Л. Ф. Обухова, Б. Спок, В. А. Сухомлинский, Г. Г. Филиппова, О. А. Шаграева и др.

С. А. Козлова, Т. А. Куликова [4] подчеркивают приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Исследования Т. А. Куликовой, Т. А. Марковой, Г. Н. Гришиной, Т. А. Репиной и др. посвящены выявлению условий и путей формирования интересов и привязанностей, значимых ориентаций, прежде всего, к родному дому, своему роду, семье. Т. А. Куликова [4] отмечала роль дидактических игр и занятий в формировании семейных представлений. Проблеме формирования «образа семьи» у старших дошкольников посвящены работы Н. И. Демидовой. Исследователь [1] предлагает расширять представления родителей о жизни детей в детском саду с помощью информационного материала, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно только, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания.

Чтение художественной литературы является одним из интересных и доступных детям дошкольного возраста методом формирования представлений о семье. О. В. Дыбина, Р. Е. Шнайдер [2], отмечает, что содержание произведений должно быть доступно и интересно детям. Вопросы к детям после прочтения произведения позволяют педагогу определить, как малыши восприняли идею, мораль произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. Важным в этой ситуации является то, что дети всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.

Широкими возможностями для формирования представлений о семьи обладает народная педагогика. О. В. Дыбина, Р. Е. Шнайдер [2] отмечают, что обращение к произведениям устного народного творчества позволяет проследить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей, раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Исследователи О. В. Дыбина, Р. Е. Шнайдер [2] считают, что привлечение художественных произведений помогут педагогу активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений.

Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать их. В этом случае, по-мнению Л. Ф. Островской [5] неоценимы этические беседы и повседневные жизненные ситуации. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения. Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках.

Сюжетно-ролевые игры важны для формирования представлений о семье у детей 6-7 лет. Т. А. Куликова [4] отмечает, что в процессе игр, дети берут на себя роли, знакомятся с правилами поведения, учатся договариваться, подбирают вежливые слова. В этих играх дети отрабатывают правила и нормы культуры поведения в семье. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о досуге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.

Н. И. Демидова [1] выделяет дидактическую игру как средство формирования представлений о семье, так как в ней закрепляются представления о родственных отношениях в семье, расширяются представления детей о родителях. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача, которая определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, семья. В дидактических играх у дошкольников происходит воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу.

Н. И. Демидова [1] предлагают для формирования представлений о семье создать музей в группе. Семейный музей по-мнению исследователя [1] эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Создание такого музея правомерно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленный на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.

Таким образом, при формировании представлений о семье важно подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи; показать действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. В ходе образовательной работы необходимо пробудить и упрочить у детей чувства благодарности, уважения к родителям. К педагогическим условиям формирования представлений о семье можно отнести использование дидактических игр для развития познавательного интереса к семье; включить этические беседы о семье и чтение художественной литературы в режимные моменты дошкольной образовательной организации. Использование совместных форм работы родителей с детьми (праздников, развлечений, разработка музея) будет способствовать формированию положительного и действенного отношения к семье.

Литература

1. Демидова, Н. И. Дошкольные учреждения и семья / под ред. Т. Н. Дороновой и др. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 126 с.

2. Дыбина, О. В., Шнайдер, Р. Е. Приобщение детей к истокам семьи // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 6. – С. 124–129.

3. Кошелева, А. Д. Взаимодействие «взрослый - ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / ред. -сост. Г. В. Бурменская. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2005. – С. 64–96.

4. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – Москва : Академия, 1999. – 232 с.

5. Островская, Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – Москва : Просвещение, 1990. – 160 с.

Публикации по теме:

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики»Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики» Цель: формировать у детей 2-3 лет сенсорные представления о форме и цвете. Для изготовления пособия понадобится: - солёное тесто; - канцелярский.

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования представлений о семье у детей 6–7 лет
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 09:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования представлений о семье у детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Алина Яковлева (УИ 1111076) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД