Краснова Людмила
Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. Богатство личности родителей, педагога - непременное условие эффективности его мироощущения.
Проблема формирования отношений к окружающему миру и другим людям в детском возрасте представляет одну из интересных и сложных проблем психологии и педагогики. Как в традиционной, так и в современной науке особенности взаимоотношений детей принадлежат к числу наименее изученных. Лишь с 1980 г. в этой области наметился очевидный сдвиг, связанный, прежде всего с решением общеметодологических и теоретических вопросов деятельности и общения.
Публикация «Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Изучая взаимоотношения детей дошкольного возраста и помогая детям развивать чувство общности и привязанности между детьми, посредством игр упражнений можно создать здоровый эмоциональный климат общения.
Проблема формирования и развития детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов, социологов не только в нашей стране, но и за рубежом. Данную проблему изучили ученые разных стран: Р. Пфютце, И. Хоне, Д. В. Меджерицкая, Д. Б. Эльконим, Я. Л. Коламинский и др.
Р. Пфютце рассматривает детские взаимоотношения как цель и как процесс воспитания.
И. Хоте отмечает, что проблема организации жизни детей тесно связана с проблемой развития личности в целях. В центре воспитательно-образовательной работы должно быть ознакомление с явлениями общественной жизни, особенно с трудом взрослых, и воспроизведение воспринятого в различных творческих играх. Все это вырабатывает у детей необходимые нормы поведения.
Считая дошкольную группу генетически ранней степенью социальной организации людей, Я. Л. Коламинский подчеркивает, что далеко не всем детям хорошо учится в среде сверстников, не все встречают благоприятный эмоциональный климат. В каждой группе есть несколько чрезвычайно активных детей, которых воспитатель нередко считает ядром группы, поддерживает их и опирается на них в воспитательной работе. С другой стороны есть дети, находящиеся в подчинении у первых. Это вредно отражается на развитии личности и тех, и других.
Потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении с взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражается очень ярко, и если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержки социального развития, создает наиболее благоприятные условия воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.
Несмотря на то, что общий фон взаимоотношений детей эмоционально-положительный, в группе возникает большое количество конфликтов.
Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной деятельности, вне организации педагогического процесса в целом. Эффективному повышению уровня взаимоотношений способствует в первую очередь средства, обеспечивающие содержательную игровую деятельность детей. Такая деятельность способствует росту и развитию социальных мотивов, коллективных интересов, являющихся основой детских взаимоотношений. На фоне разнообразной содержательной деятельности можно сформировать положительные взаимоотношения.
Наиболее важное значение для развития личности имеет игра. Беря на себя роль взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности.
Те действия и взаимоотношения, которые дети развивают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками. В процессе реальных взаимоотношений, развивающихся по поводу игры - при обсуждении содержания игры, распределении ролей - дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело.
В своих работах американский психолог Т. Шибутани, развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что только «группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки». Т. Шибатани высказывал предположение о том, что отсутствие того акта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать людей.
А по определению известного педагога А. П. Усовой, дошкольная группа - это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх, где они о возможность самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.
Возрастная группа детского сада не есть аморфное объединение детей со случайно складывающимися отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.
При исследовании системы взаимоотношений в группе детского сада они выделяли в них три вида, каждый из которых изучали отдельно с помощью специально разработанных методик. Большое внимание в исследованиях лаборатории было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей - дошкольников (работы Т. В. Антоновой, Т. А. Репиной).
Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений, дошкольного возраста. Т. А. Ренина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Т. В. Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения.
В зарубежной науке имеет место субъективно идеалистическая теория, считающая, что отношения между людьми, в частности, отношения симпатии - антипатии, определяются их врожденными качествами. Соответственно этим своим неизменным качеством тот или иной ребенок якобы будет обречен на «непопулярность» и попадает в разряд «изалированных» или будет «звездой» среди детей. Представители этой теории пытаются найти в ней оправдания классовой структуры общества, утверждая, что разделение на классы - это от природы. Исследования российских психологов доказали обратное. Выяснилось, что положительные взаимоотношения у детей также возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других.
Образ жизни детей в детском саду и особенности их деятельности накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения детей. Массовое обследование, проведенное лабораторией формирования личности ребенка НИИ дошкольного воспитания, показала, что в сельских детских домах, где дети встречаются и после возвращаются из детского сада, а также в группах с интернатами пребыванием детей, дружеские привязанности приобретали для них особое значение, общий уровень взаимоотношений. Общения были выше. Избирательность отношения между детьми была ярче выражена: было больше взаимного выбора, взаимные симпатии более устойчивы, а популярность ребенка в группе в большей степени определялась его нравственными качествами.
А. А. Бодолев считает, что общение между детьми невозможно без взаимного воспитания друг друга, а высокий уровень общения - без наличия взаимопонимания. Во взаимопонимании автор включает не только понимание другого человека, но и понимание его отношения к себе как партнеру по общению. На характер общения, как отмечает А. А. Бодалев, влияет общение партнеров друг к другу и существующее взаиморасположение.
Детские психологи и педагоги употребляют понятия взаимоотношения и взаимодействие как тождественные. Е. Субботский (1976) предмет своего сравнительного исследования взаимодействия маленького ребенка с взрослыми и со сверстниками обозначает как «отношения партнерства». Близкое этому пониманию взаимоотношений встречается у С. Г. Якобсон при изучении его совместной деятельности детей школьного и дошкольного возраста. Она понимает под взаимоотношениями»… такое взаимодействие индивидов, когда один из них оказывает на другого то или иное непосредственное социальное воздействие, направленное на то, чтобы побудить этого другого совершить какое-то действие, и ответ другого на это воздействие» [12].
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания. Важнейший компонент развития - сознание сопредставителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществляется не только через семью, но и через сверстников.
Группа детского сада - это первое детское общество, возникающее на основе сложно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.
Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимости общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью.
Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего к старшему дошкольному возрасту.
Группа детского сада для ребенка - источник переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной.
Начальным этапом в формировании детских взаимоотношений является изучение их характера и содержания в конкретной группе. Для этого, прежде всего, необходимо четко выделить показатели (критерии) Р. А. Иванкова, В. Ф. Кушина за основу берут уровень взаимодействия ребенка со сверстниками Р. А. Иванкова выделяет шесть уровней:
Неорганизованное поведение,
Одиночная игра,
Игра рядом,
Кратковременное взаимодействие,
Длительное взаимодействие на основе содержания игры,
Постоянное взаимодействие.
Это вполне оправдано, так как взаимно действие между детьми является главным критерием, сущностью взаимоотношений.
Т. А. Владимирова выделяет 4 уровня взаимоотношений. К I уровню были отнесены дети общительные, умеющие дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам, решать возникающие конфликты. Ко II уровню были отнесены общительные, инициативные дети, но несколько эластичные. К III уровню относились дети, не умеющие дружно играть, самостоятельно распределять роли. К IV уровню относились дети, нарушающие правила поведения в играх.
При характеристики уровней Т. А. Владимирова в основном выделяет умение ребенка общаться, проявлять инициативу, самостоятельность.
На уровень взаимоотношений оказывает влияние целый комплекс нравственно - волевой воспитанности ребенка, где особое внимание придается воспитанию моральных чувств, общественных мотивов, навыков и привычек. При таком подходе основными показателями будут:
1. взаимодействие со сверстниками в игре (умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре).
2. умение играть длительно, увлеченно, сосредоточенно
3. знание норм поведения и использование «+» форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо, оказать помощь).
4. проявление нравственных чувств (сочувствия, радость от общения со сверстниками, сопереживание).
Взаимоотношения охватывают широкий диапазон явлений. Но все они могут быть классифицированы с учетом компонентов взаимодействия. Это восприятие и понимание модели друг друга, межличностная привлекательность, взаимовлияния и поведения.
Изучение взаимоотношений дошкольников в коллективе показывают, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных взаимоотношений, имеющих место во взрослом обществе. Наиболее важным и чертами, отличающими популярных детей от непопулярных, в дошкольном возрасте являются не интеллект, не творческие способности, не общительность, а те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступит, доброжелательность. В основе всех этих качеств лежит особое отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как личностное. При таком отношении другой ребенок является не средством самоутверждения и не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, в которой продолжается мое собственное я. Личность ребенка при этом открыта для других и внутренне связана с ними. Поэтому такие дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.
У детей, которые отвергаются сверстниками, напротив, преобладает отчужденное тношение к другим детям. Их главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего я. Такая защита может принимать разные поведенческие формы и вызывает разные трудности в общении: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости. Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества - в физической силе, в общении разными предметами. Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать сверстниками. Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявлять себя, избегают общения со сверстниками. Но во всех случаях эти дети сосредоточены на своем я, которое замкнуто на своих преимуществах (или недостатках) и обособлено от других.
Доминирование такого отчужденного отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку это не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем - как самому ребенку, так и окружающим. В связи с этим перед воспитателем, работающим в детском саду, возникает важная и ответственная задача - помочь ребенку преодолеть эти опасные тенденции, которые порождают различные трудности в общении-либо демонстрированность и агрессивность, либо замкнутость и пассивность.
Во всех случаях главная цель работы воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей.
Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные педагогические методы (объяснение, демонстрация положительных примеров, а тем более поощрения и наказания) здесь бессильны. Такая задача может решаться не в лаборатрных условиях и не через интерпретацию художественных произведений или проективных ситуаций, а реальной практике детских отношений, в конкретной группе детского сада.
Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Взаимоотношения детей углубляются и осложняются на протяжении всего дошкольного возраста. Обогащается содержание дружеских взаимоотношений, изменяются и их мотивы.