Приложение МААМ

Основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Анастасия Мисюрина
Основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мисюрина Анастасия Анатольевна

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это систематический процесс, оказывающий воздействие на личность ребенка с целью развития у него способностей созерцать красоту окружающего мира. Все мы регулярно сталкиваемся с эстетическими явлениями: в социуме, в работе, в быту, в общении с искусством. Эстетичность доставляет удовлетворенность в деятельности, стимулирует трудовую активность, делает приятным общение с людьми. У детей, в процессе эстетического воспитания, происходит переход от размытого отклика на все яркое и красивое к осознанному восприятию прекрасного вокруг. Ребенок начинает гармонизировать продукты своей деятельности, себя и свое общение в социуме. При этом ребенком не в полной мере осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению. Без вмешательства педагога на ранней стадии развития могут сложиться не совсем верные представления о жизни, ценностях и идеалах.

Публикация «Основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Музыка является богатейшим и действенным средством развития эстетического воспитания, поскольку она обладает большой эмоциональной силой. Гармоничность музыкально – эстетического воспитания важна для детей всех возрастов, особенно для детей дошкольного возраста. Доказано, что музыкальные впечатления, полученные детьми в период дошкольного детства, остаются в памяти на длительное время. Ребенок дошкольного возраста с удовольствием познает окружающий мир. Любопытные, заинтересованные, открытые к информации маленькие дети, словно губка впитывают все, что дают им родители и педагоги. Здесь основная задача взрослых, щедро открыть мир, познакомив с самым прекрасным – с искусством, в частности с музыкальной деятельностью.

Музыка имеет воспитательный и психотерапевтический эффект, она способна успокоить, настроить на позитивное настроение. С музыкой ассоциируется все самое лучшее и светлое, доброе и положительное.

Перед музыкально – эстетическим воспитанием стоит следующая цель: «Формирование способностей активного эстетического отношения детей к произведениям искусства, а также побуждение к участию в создании прекрасного в искусстве, повседневном труде и творчестве». Задачи, регулирующие достижение цели, делятся на 2 подгруппы: первая формирует эстетическое отношение к окружающему миру, вторая – формирует художественные умения в области разных искусств (рисование, лепка, пение, движение под музыку).

Немаловажную роль в реализации данных задач играет развивающая предметно – пространственная среда (в дошкольном учреждении это группа и музыкальный зал) и социальная среда. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок наблюдает вокруг себя вежливое общение между людьми, слышит красивую и грамотную речь, то с ранних лет он станет воспринимать эстетическое окружение как норму. Эстетика детского сада заключается в простоте, в грамотно продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место и назначение. Работая музыкальным руководителем несколько лет, могу сказать, что очень ответственно отношусь к организации развивающей среды музыкального зала, регулярно пополняю методические пособия для воспитанников. Также уделяю время саморазвитию, постановке и грамотности своей речи.

В своей работе придерживаюсь мнения, что музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в сопровождении игр детей, на прогулках, во время рисования. В детском саду музыка начинает звучать с утренней зарядки и сопровождает воспитанников в течение всего дня. Дети много занимаются пением, разучивают танцевальные движения и играют в подвижные музыкальные игры.

Чтобы музыка выполняла свою основную функцию – формирование гармонично развитой личности, на музыкальных занятиях мы развиваем музыкальность в целом.

Музыкальность по своей сути — это комплекс задатков природы, которые обеспечивают возможность воспитывать в человеке музыкальный вкус. Задатки музыкальности свойственны каждому человеку, но зачастую они остаются неразвитыми или не выявленными. Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер и настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение. Именно поэтому в структуре каждого музыкального занятия в детском саду имеется слушание музыки. Данную деятельность рекомендуется сопровождать картинками, видеороликами или презентацией. Так, произведение будет проще восприниматься. Второй признак – способность вслушиваться и анализировать. Дети старшего дошкольного возраста, например, с удовольствием слушают записи симфонических и народных оркестров и самостоятельно пытаются различить звучание того или иного знакомого инструмента. Третий признак музыкальности заключается в проявлении творческого отношения к музыке. После прослушивания музыкальных произведений на занятиях, воспитанники получают домашнее задание (например, нарисовать птиц, шмеля или куклу).

Таким образом, благодаря музыкальным занятиям, у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется музыкальный слух, рождается творческое воображение.

Теория и практика дошкольной педагогики имеют определенные формы музыкальной деятельности. Доктор педагогических наук О. П. Радынова рекомендует такие формы:

1. Занятия – основная форма организации деятельности, через которую происходит обучение детей, развитие их способностей, воспитание разнообразных качеств личности, формирование основ музыкальной культуры. Главная задача любого педагога, а в нашем случае музыкального руководителя – вызвать интерес к музыкальной деятельности.

2. Музыка в быту и повседневной жизни – еще одна форма организации деятельности, которая включает в себя слушание музыки повседневно и повсеместно. Сюда мы относим: утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением, самостоятельное музицирование на инструментах или предметах быта (изготовление шумовых инструментов, различные виды развлечений и праздничные утренники.

3. Консультирование воспитателей и педагогов дошкольного учреждения – заключительная форма организации деятельности, по мнению Радыновой. Музыкальный руководитель регулярно проводит консультации и практические мастер – классы для педагогов.

Однозначно, каждая форма имеет свои особенности. Так, слушание музыки – процесс целенаправленный и он сопровождается именно музыкальным руководителем, который концентрирует внимание детей на определенной тематике.

Музыка в повседневной жизни – процесс, который могут контролировать и родители, и воспитатели. Музыка может сопровождать тихие игры, рисование. Такое восприятие является непроизвольным, но оказывает огромное влияние на развитие общей музыкальности детей. А вот пение лучше всего развивает музыкальные способности. Улучшается работа памяти и метроритмических способностей, которые важны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно музыка и любая музыкальная деятельность является мощнейшим источником обогащения личности детей, особенно дошкольного возраста. Именно она помогает наиболее ярко воспринимать литературные произведения, образы искусства и живописи.

Музыкально – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста действительно занимает важное место во всей системе образования. За ним стоит не только развитие эстетических качеств личности, но и всей личности в целом: духовных потребностей, нравственных идеалов, личного мировоззрения. Воспитательное значение здесь имеет все – и природа, и труд, и быт, и семья. Искусство в данном случае выступает как основной носитель красивого и прекрасного вокруг. Воздействие эстетических волн жизни и искусства на личность может происходит как целенаправленно, так и спонтанно и ростки, я считаю, появляются именно в дошкольном учреждении. Педагоги детских садов систематически внедряют в свою деятельность работу по эстетическому воспитанию и это помогает воспитанникам добиваться успехов в разных сферах деятельности.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Формирование эстетического вкуса детей дошкольного возраста на примере новогоднего украшения группы по сказке «Три поросенка»Формирование эстетического вкуса детей дошкольного возраста на примере новогоднего украшения группы по сказке «Три поросенка» Новый год – самый долгожданный праздник для детей. Каждый из нас с теплотой хранит воспоминания о праздновании Нового года в детском саду,.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Музыкально-дидактические игры для музыкально-эстетического воспитания старших дошкольниковМузыкально-дидактические игры для музыкально-эстетического воспитания старших дошкольников 1. «Слушаем классическую музыку» Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения. Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих.

Основы семейного воспитания с детьми младшей группыОсновы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 февраля 2024 в 09:34
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Мисюрина (УИ 741238) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД