Мартьянова Екатерина
Организация речевых уголков в группах и логопедических кабинетах
Организация речевых уголков в группах и логопедических кабинетах
На развитие ребёнка дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
В образовательном учреждении коррекционно-развивающая среда должна быть организована как в группе, так и в логопедическом кабинете. Создание условий, способствующих преодолению речевых дефектов и развитию речевых возможностей дошкольников, возможно только в хорошо оснащённых речевых уголках.
Публикация «Организация речевых уголков в группах и логопедических кабинетах» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой уголок. Уголок по развитию речи
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Структура речевых уголков в группах и логопедических кабинетах определяется целями коррекционно-образовательной работы, подбором предметного содержания с учётом условий работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Педагоги ДОУ стремятся к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.
Рассмотрим речевые уголки по следующим характеристикам:
1. Комфортность и безопасность.
Особенности организации состоят в создании максимального эффекта домашней обстановки (мебель, световое оформление интерьера и т. д.) . В результате чего у ребёнка создаётся положительное эмоциональное настроение.
2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
Для индивидуальных занятий создаё тся центр сенсомоторного развития с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек-заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега и т. д. ; сенсорного мешочка; «Волшебного куба», в которых ребёнок находит предметы и картинки для занятий и др. Применение всего этого будет вести к развитию сенсорных способностей – базовых в системе интеллектуальных способностей ребёнка дошкольного возраста.
3. Обеспечение индивидуальной детской деятельности.
Для подгрупповых занятий используется панно «Весёлый поезд» с карточками-символами звуков, картинками, карточками звукобуквенного и слогового анализа, компьютерные игры «Учимся говорить правильно» и др.
Используя данные и другие пособия, логопед создаёт ситуации занятости и увлечённости интересной деятельностью каждого ребёнка, что снижает потенциальную возможность возникновения организационных проблем.
4. Обеспечение возможности для исследования и обучения.
При организации дидактического оснащения индивидуальных и подгрупповых занятий продумываем для каждого ребёнка выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования. Например, для игры «Моделирование букв» предлагаем различный материал: проволоку, палочки, шнурки и др. При анализе игры или занятия отмечаются положительные стороны в работе каждого ребёнка.
В результате создания среды для развития индивидуального стиля деятельности ребёнка, у него всегда присутствует ситуация успеха.
5. Функциональность предметной среды.
На подгрупповых занятиях широко используются различные виды театров, например пальчикового театра «Животные». Его используем для автоматизации звуков (проговаривание диалогов, «веселый» счёт животных и др., для развития слухового восприятия («Узнай по голосу»). Таким образом, у детей развиваются творческое воображение, конструктивное мышление. В итоге, создается обстановка, выполняющая развивающую функцию.
Логопедические кабинеты в ДОУ включают в себя стационарное оборудование:
- большой рабочий стол и стул для учителя-логопеда;
- детские столы (4 штуки) и стулья (8 штук,
- большое настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков, свет на зеркало падает слева;
- стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком;
- индивидуальные зеркала (Д = 20 см) для детей (6 штук) ;
- шкафы для пособий и литературы (4 штуки) ;
- навесная доска, фланелеграф; компьютер + обучающие программы и др.
Кабинеты логопедов оснащены дидактическим и наглядным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы.
Материал размещён по основным компонентам речи (на полках в шкафах). Каждая группа логопедических пособий для фронтальных и индивидуальных занятий имеет свое назначение.
1. Пособия для обследования: слуха, интеллекта.
2. Пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций) .
3. Пособия для подготовки к обучению грамоте.
Для обследования и для работы по формированию у дошкольников правильного звукопроизношения в логопедическом кабинете есть следующие учебные и наглядные пособия:
1) Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. — М., 1998.
2) Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков. – М., 1999.
3) Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
4) Филичева Г. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи. — М., 1989;
Пособия для развития дыхания и голоса, сменяемые по временам года:
- «Листья осенние», «Перья», «Снежинки», «Комочки снежные», «Листики»
- набор вертушек, султанчиков; бумажные кораблики и др.
Имеются также наборы предметных, сюжетных картинок, соответствующих месту звука в слове, серии предметных картинок для постановки звуков, относящихся к разным фонематическим группам : гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные, глухие и звонкие, твердые и мягкие; серии картинок С. С. Большаковой «Работа логопеда с дошкольниками» для отработки слоговой структуры слов.
Картинки разложены в отдельные альбомы по звукам ( например: С – Сь, З – Зь, Р – рь и т. д., а также альбомы с картинками на дифференциацию звуков (С – З, В – Ф, Г – К, Ж – Ш и т. д.) .
Настольно-дидактические игры на дифференциацию автоматизированных звуков: «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди пару» и др.
Для обследования и для работы по формированию у дошкольников лексико-грамматического строя речи в логопедическом кабинете есть следующие учебные и наглядные пособия:
1) Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя речи. – СПб., 2007.
2) Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
Развитие словаря.
1. Картинный материал по лексическим темам.
2. Дидактические игры и пособия по лексическим темам.
Зона грамматики включает в себя: карточки, игры, схемы, символы, картинки: на словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов; показывающие многозначность слов; слова-антонимы, множественное и единственное число существительных и др.
Дидактические игры и пособия: «Маленькие слова», «Собери урожай» и т. д.
Для обследования и для работы по формированию у дошкольников связной речи в логопедическом кабинете есть следующие учебные и наглядные пособия:
1) Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
2) Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования связной речи. – СПб., 2007.
В зону развития связной речи включены картинки, книги, слайды, карточки, магнитные записи, театральная зона, альбомы с потешками, стихами и играми; серии последовательных сюжетных картинок и т. д.
Для обследования и для работы по формированию у дошкольников фонематических процессов в логопедическом кабинете есть следующие учебные и наглядные пособия: Слова-паронимы. Логопедический альбом для обследования ФФН. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2007.
Для обследования и работы по формированию у дошкольников способности к обучению грамоте в логопедическом кабинете есть следующие учебные и наглядные пособия:
1) Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
2) Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. – СПб., 2007.
Зона звукобуквенного анализа /обучение грамоте/ включает в себя: игры и пособия «Звуковое домино», «Учим буквы», «Слоговое лото и кубики» и др.
Такая организация коррекционно-развивающей среды в группе и логопедическом кабинете позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме и решать различные коррекционные задачи. А различные методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.