Наталья Новикова
Организация и Методы исследования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование особенностей психических состояний дошкольников проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.
Первый этап исследования – поисковый : выбрана тема и методика, поставлена цель, определены задачи.
Второй этап – эмпирический. На этом этапе проводилась организация и проведение эмпирического исследования. Ведущими методами являлись : наблюдение и диагностические методы.
Публикация «Организация и Методы исследования в ДОУ» размещена в разделах
Третий этап исследования – обобщающий. Отрабатывались окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов. Основными методами исследования выступили : анализ, обобщение результатов исследования, методы математической статистики.
В качестве основных психодиагностических процедур нами использовались методики «Кинетический рисунок семьи» и «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской). Методика «КРС» помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Методика «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской) позволит определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.
Общение всегда было и останется основным фактором человеческого взаимодействия и без него не возможны какие-либо отношения. На формирование отношений влияет полученный опыт ребенка, его эмоциональное отношение к себе и окружающим людям. Всегда, анализируя внутрисемейные отношения необходимо учитывать личностные особенности и ребенка и других его близких людей. Для выявления индивидуальных особенностей существует множество различных методик. В работе с детьми, к большинству из них, принадлежат проективные методики.
Межличностные отношения - психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии - антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга.
Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.
В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.
Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи. При нарушениях внутрисемейных отношениях, ребенок, кроме того, чувствует себя не нужным, тревожным, застенчивым и в группе сверстников. У таких детей формируется заниженная самооценка. Таким образом, нарушенное общение родителей и детей влияет на все стороны жизни ребенка.
Получая инструкцию, человек попадает в ситуацию неопределенности, где сможет более свободно выразить свое «я», передать личные переживания. Проективные методики помогают выявить такие стороны в поведении, как демонстративность, тревожность, агрессивность.
Демонстративность. Это дети, требующие повышенного внимания к себе со стороны окружающих. Эти дети очень хорошо могут проявлять себя в игровой деятельности. По результата диагностики, посредством проективных методик, может быть выявлен сниженный эмоциональный фон, наличие трудностей в общении, конфликты, все это говорит о наличии у ребенка не удовлетворенной потребности во внимании, а, соответственно, и о нарушенных взаимоотношения с окружающими.
Тревожность входить в симптомокомплекс застенчивости. Хотя у тревожных детей и могу быть хорошо развиты игровые навыки, но взаимодействия со сверстниками могут быть нарушены и эти дети не пользуются признанием в группе. Чаще всего детская тревожность связана с нарушениями внутрисемейных взаимоотношений. Неуверенный тревожный ребенок избегает общения, у него возникают внутренние конфликты, которые еще больше усиливают его неуверенность.
Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, поскольку это быстрый и эффективный способ достижения цели. Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. У агрессивных детей происходит нарушение форм общения, они попадают в изоляцию, очень многие дети испытывают к ним отрицательные эмоции, что провоцирует на новые агрессивные реакции.
Проективные методики позволяют определить не только вышеперечисленные нарушения в поведении, но определить адекватность самооценки. Если ребенок отказывается от выполнения задании, то это говорит о неустойчивой или заниженной самооценке.
Для выявления внутрисемейных отношений между родителями и детьми, наличия внутренних конфликтов, эмоциональных нарушений существует много методик, но наиболее информативной является методика «Кинетический рисунок семьи». Тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о семейной ситуации так, как ее субъективно переживает сам ребенок. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Этот рисуночный тест может использоваться для детей с четырех-пяти летнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений.
На русском языке наиболее интересные работы по этой методике принадлежат А. Л. Венгеру [10, с. 81]. Рисование своей семьи для ребенка является творческим процессом. Ребенок по-своему видит семейную ситуацию и трактует ее. Рисунок рассказывает не только о прошлом и настоящем, но и позволяет прогнозировать будущее.
Используя тест «КРС» необходимо знать, что он состоит из двух частей: рисование семьи и беседы после рисования. Для рисования ребенку дается лист бумаги, карандаш и ластик, далее следует инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, так, чтобы все члены семьи были чем-то заняты». Если следуют уточняющие вопросы необходимо отвечать: «Рисуй, как считаешь нужным» или «Рисуй, как хочешь». Все, что происходит во время рисования – записывается: все спонтанные реплики, мимика, интенсивность нажима, очередность рисования фигур членов семьи. По окончании рисования необходимо задать ряд вопросов, т. е. провести беседу.
1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?
2. Где работают и учатся члены семьи?
3. Как в семье распределяются домашние обязанности?
4. Каковы твои (ребенка) взаимоотношения с отдельными членами семьи?
Психолог может задать и дополнительные вопросы.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальными считаются качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или отдельных его частей ластиком, затушевывание или заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательной характеристикой рисунка является изображаемая деятельность членов семьи и людей на рисунке [9, с. 28].
Интерпретирую полученный рисунок, особое внимание следует уделять следующим вещам.
1. Структура рисунка: соответствие состава семьи нарисованного и реального, расположение на листе, взаимодействие членов семьи.
2. Анализ особенностей прорисовки тел членов семьи.
3. Анализ последовательности прорисовки членов семьи, комментарии, эмоционально-личностное отношение.
Интерпретация осуществляется по следующим критериям:
1. Если ребенок не рисует кого-то из членов своей семьи, то это говорит о конфликтных с ним взаимоотношениях. По расположению членов семьи можно судить о близости отношений. Когда ребенок рисует семью, которая занимается общим делом, то это свидетельствует о хороших семейных взаимоотношениях. Бывает что не все члены объединены каким-либо делом, это говорит о существовании в семье микрогрупп. Проявление эмоциональной озабоченности проявляется в рисунке, когда ребенок рисует в большей части вещи, мебель, а не людей.
2. Если ребенок тщательно прорисовывает все детали, разукрашивает и дольше всех рисует кого-то из членов его семьи, то это говорит о наибольшей к нему симпатии со стороны ребенка. И, наоборот, рисуя без желания, неполно – испытывает отрицательные чувства к этому человеку. Штриховка, перерисовывание говорит о конфликтных отношениях, эмоциональных переживаниях, связанных с этим человеком.
3. С тем, чтобы понять половую идентификацию ребенка, можно увидеть в рисунке, что ребенок рисует по-разному отца и мать и, соответственно, тем же стилем (которым рисовал одного из родителей) рисует себя. Все это наблюдается в прорисовке волос, одежды, каких-то деталей.
4. Когда ребенок отказывается рисовать или прикрывает рисунок рукой – это свидетельствует о неуверенности ребенка в своих силах и о потребности в поддержке со стороны взрослого. Данная методика может рассказать не только о внутри семейных отношениях, но и о личностных качествах ребенка, его переживаниях и потребностях.
5. Во время проведения тест с ребенком лучше не вступать в разговоры. Тот член семьи, к которому ребенок относится хорошо, появляется в рисунке первым. Иногда могут возникнуть затруднения, паузы в изображении других членов семьи.
С целью выявления межличностных отношений детей внутри группы, выявления принятых и отвергнутых детей используется методика «Два домика». Данная методика позволит подтвердить результат методики «КРС» о тревожных, застенчивых детей с заниженной самооценкой, в чьих семьях диагностируются нарушенные детско-родительские взаимоотношения.
Методика «Два домика». Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, чёрного цвета. Взрослый показывает ребё нку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в чёрном – игрушек нет. Представь, что ты живёшь в большом доме и можешь пригласить к себе тех ребят из своей группы, кого хочешь. Кого бы ты поселил в чёрный дом?». После инструкции взрослый записывает ответы ребёнка.
В результате данных процедур каждый ребёнок в группе получает определённое количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.
Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие варианты социометрического статуса:
- популярные («звёзды») – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);
- предпочитаемые – дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
- изолированные – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);
- отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).
При анализе результатов важным результатом является также взаимность выборов детей. Не всякая группа имеет столь чёткую структуру, где есть ярко выраженные «звёзды» и «отверженные». Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания межличностных отношений.
Часто родители характеризуют семейную атмосферу очень положительно, но ребенок воспринимает все по-своему. Из рисунка ребенка можно сделать выводы не только о психологическом состоянии ребенка, но и о его отношении к каждому члену семьи, его привязанностях и антипатиях. Узнав восприятие ребенком своей семьи можно во время скорректировать внутрисемейные отношения и помочь ребенку, исправить неблагоприятный климат в семье.