Марина Очирова
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы :
Публикация «Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ» размещена в разделах
Здоровьесберагающие технологии;
Трилингвальная технология
игровые технологии;
триз-технология;
групповой сбор;
организация ОД по центрам активности;
технология деятельностного подхода;
технология исследовательской деятельности;
ИКТ.
В нашем детском саду приоритетным направлением является здоровьесбережение, созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием инструктора по физической культуре. В нашем детском саду постоянно осваивается комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития, проходят мероприятия по укреплению и сохранению здоровья в которых являюсь активным участником.
На территории детского сада в зимний период открывается Зимний спортивный комплекс, где дети с удовольствием катаются на коньках, на санках, лыжах, играют в хоккей. В летней период дети катаются на роликовых коньках, велосипедах, самокатах и др., играют в волейбол, футбол, баскетбол. В этом году был организован еженедельный выезды в бассейн ФСК, где я являюсь ответственным за организацию и постоянным сопровождающим. Совместно с инструктором ФИЗО организуем спортивные развлечения и соревнования, самым значимым было соревнования на коньках «Сияние льда», а так же совместно с детьми участвую в соревнованиях и конкурсах проводимых на различных уровнях, «Байкальский образовательный фестиваль», «Традиционный Байкальский веломарафон», «Дети театра 03». и др.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому в моем приоритете игровые технологии Игровая деятельности вызывает наибольшее количество откликов и эмоций, а игре дети в полную меру учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Чаще всего с детьми играем в сюжетно-роливые игры (Моя семья,Гараж моего папы, Автозаправка, Кафе, Салон красоты и др. так же дети с удовольствием играют в строительные игры, где строют различные постройки и после их обыгрывают, (гараж для машин, дома, замки). Так же вместе с детьми играем в театрализованные игры, где дети учатся «вживатся» в роль. Для развития мыслительных умений: (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, познавательных процессов и творческих способностей детей использую, «Игры Воскобовича», «блоки Дьенеша», «Танграм», «Геоконт».
Так же в своей работе использую Триз –технолигию. Смысл ее – развитие творческих способностей ребенка. Не нарушая игрового процесса и не теряя интереса к занятиям для дошкольников, ребенок развивается интеллектуально, познает новое и адаптируется ко многим ситуациям, которые могут встретиться ему в будущей взрослой жизни. Целью ТРИЗ-технологи является формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем. С детьми я использую круги Луллия («Животные», «Назови букву», «Профессии», а так же на английском и бурятском языках «Оpposite», «», «ММЧ», «Метод фокальных объектов», «Метод системного анализа», а так же загадывание и составление загадок по таблицам и множество разных игр на разные тематики,. Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо – плохо» - эту игру можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. На занятиях по математике с удовольствием ищут пропавшую цифру, узнают в знакомых предметах геометрические фигуры и наоборот, рисуют, превращая геометрические фигуры в настоящие или фантастические предметы. Детям они очень нравятся.
Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор, где дети решают и обсуждают, чем они хотели бы заниматься сегодня, сами вырабатывают правила поведения, распределяют роли, выбирают, кто, за что будет отвечать, и что будут делать.
Групповой сбор
В начале утреннего сбора ребенку предоставляется возможность самостоятельно принять решение об участии или не участии в общей деятельности. Когда все участники поприветствовали друг друга, начинается игровая деятельность. Игру может предложить как воспитатель, так и ребенок, например «Я, превращаюсь», «Кто я?», «Снежный ком», «Связующая нить», «Телеграмма» и др. Дети могут применить свой индивидуальный подход во время игры или предложить собственное решение. Право выразить свою точку зрения, право быть услышанным, право рассуждать – всё это дети могут во время обмена новостями. Затем переходим к планированию дня, выбору темы, где каждый ребенок может предложить свою тему проекта, принять участие в совместном планировании, которое будет определять деятельность всей группы. Все идеи детей фиксируются воспитателем. Возле каждой идеи ставится имя автора, а детям предлагается ответить на 3 вопроса («Модель трех вопросов») :
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать? Что мы сделаем, что бы узнать?
Ответы детей Ответы детей Ответы детей
В итоге (голосованием, обсуждением) выбираются темы, которые интересны большинству детей группы. Далее подбираются содержание, формы и виды деятельности по данным проектам. Завершается проект презентацией, оформлением предметно-пространственной среды (Центра) и анализом деятельности. Ребенок сам может решить, как он хотел бы использовать выбранную работу: отнести маме, разместить на выставке в группе, продолжить работу позже и др. Групповой сбор может длиться от 10 до 30 минут, детям не задаются жесткие рамки, вся структура сбора так же подвижна и зависит от того, какие цели были выделены, насколько хорошо всем вместе, насколько обсуждаемая тема интересна и важна. В течение дня групповых сборов может быть несколько.
Таким образом, технология утреннего ежедневного детского сбора позволяет выразить свою точку зрения, право быть услышанным, право рассуждать. Дает возможность распланировать день с учетом интересов детей. После проведения сбора определяется тематика проектов, часть проектов дети выполняют совместно с родителями, полученные результаты презентуют, другая часть более масштабных проектов реализуется в группе т. е. вид деятельности, которым будут заниматься дети конкретно в данный день может быть определен тремя способами: по выбору родителей, через копилку Х-файлов, по выбору детей на групповом собрании, через проектную деятельность и по выбору педагога, через ситуации провокации.
В этом учебном году воспитательно-образовательная деятельность детей осуществлялась по центрам активности. Каждый воспитатель, а так же узкие специалисты выбрали себе одно направление деятельности, в итоге было открыто 12 центров: изо, лепка, аппликация, безопасность, конструирование, опыты, речевик, музыкальный, физкультурный, английского языка, психология. Одновременно в детском саду было организовано единое образовательное пространство. Все дети после беседы с воспитателем, выбирали интересный им центр активности, отмечали в планинге и шли на центр, для удобства заполнения планинга каждый центр имеет свое обозначение и цвет. Маршрут в группы указывают стрелки, по которым дети свободно передвигаются по центрам. Задача воспитателя заключается в том, чтобы подобрать материалы разного уровня сложности и выложить различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, литература во всех центрах в зависимости от индивидуальных интересов и развития ребенка. Воспитатель в совместной деятельности выступает в роли ассистента, или партнера.
Для удобства работы в центрах нами была разработан «Baby box». «Baby box» представляет с собой индивидуальную папку на каждого ребенка, в которой находится необходимый материал для работы в центрах (например, клей, бумага, карандаши, фартуки и т. д.).
Мною был выбран центр конструирования, где главной целью обучения является не только овладение элементарными навыками ручного труда, но и развитие умственного и эстетического воспитания ребенка, развитие его творческих, технических способностей
Детский сад работает по трилингвальной технологии, которая предусматривает изучение языков, через включение учителей бурятского и английского языков в образовательную деятельность при помощи так называемого вливания в образовательную деятельность. Если во время моего центра входит учитель английского или бурятского они подключаются к этой теме, проблеме или обсуждению переводя разговор на изучаемый язык. Утренний прием детей мы начинаем с взаимного приветствия друг друга на русском, английском и бурятском языках. Одновременно идет и процесс приобщения и родителей к трем языкам через приветствие, беседы о погоде, настроении, самочувствии, детях. Зарядку мы проводим так же поочередно на всех трех языках. Педагоги английского и бурятского языков присутствуют с детьми во время всех режимных моментов, разговаривают с детьми по-английски, комментируют действия и таким образом в процессе непосредственного общения происходит приобщение и освоение языка.
Технология исследовательской деятельности
Технология исследовательской дееятелньости дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
С помощью этой технологии я предоставляю ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.
В процессе познавательной деятельности дети расширяют свои представления не только о своей родине и родном крае, а также познают историю в определенных временных рамках прошлого и настоящего.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий».
Образовательная среда в моей группе организована таким образом, что в режимных моментах, дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Еще одним эффективным методом является проектная деятельность, которую так же использую при работе с детьми. Совместно с детьми и родителями разрабатываем интересные проекты на самые разные темы «Эти великие вулканы», «А у нас новый год», «Вместе сбережем лес», «Путешествия по материкам». Основной целью проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Так как, использование ИКТ позволяет в доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений, например, виртуальная экскурсия на тему «Мой город Улан -Удэ», «Профессии» Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.