Ирина Дылгырова
Методы и формы организации деятельности детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие о методах воспитания
Общая схема любого процесса: цель, средства, результат. Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют свои воспитательные функции, решают очередные конкретные педагогические проблемы, задачи, то есть, ведут воспитательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопрос: как поступить, как заинтересовать детей различным видами деятельности, тогда педагоги, думают о методах воспитания.
Публикация «Методы и формы организации деятельности детей в ДОУ» размещена в разделах
Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать — организуя деятельность воспитанников. Как видим, воспитатель все-таки — организатор деятельности воспитанников.
К средствам воспитания относят сравнительно независимые источники формирования личности : виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт, предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства, ЭВМ, процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь, природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники). Некоторые специалисты считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.
Праздник, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т. д. — это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств : беседа, дискуссия, конференция отнесены к методам убеждения, направленным на формирование знаний и взглядов воспитанников. Приходится мириться с тем, что в науке довольно нечетко разделяются названные понятия. Тем не менее методы — одна из основных категорий воспитания — характеризуют деятельностную сторону воспитательного процесса. Знание педагогом общей теории, сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.
Действия педагога носят инициирующий характер, побуждают учеников к соответствующим действиям.