неля семак
Консультация «Методика развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Связная речь играет важную роль в процессе речевого развития дошкольников. У детей с речевыми нарушениями коммуникативные умения и навыки формируются в недостаточном объеме и качестве, а процесс их становления происходит в более поздние сроки, чем у детей с нормальным ходом развития речи. Замедленное формирование речевых навыков не позволяет таким детям активно включаться в общение и тормозит их эмоционально-психологическое развитие. По данным научных исследований [1; 3; 4; 5], у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются специфические проблемы в формировании связной речи : недостаточное умение отражать причинно-следственные связи между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности, проявляющиеся при планировании связного выражения.
Публикация «Консультация „Методика развития связной речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Одной из форм организации учебно-воспитательного процесса с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи являются музыкальные занятия, включающие занятия по логоритмике. Музыкальные и логоритмические занятия дают возможность преодолевать проблемы в речи у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, что позволяет глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.
Проблему совершенствования коррекционно-педагогической и коррекционно-реабилитационной работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи исследовали С. Ю. Конопляста [1], Л. В. Лопатина [3], Ю. В. Рибцун [4], Л. Д. Фатихова [5] и др.
В то же время, несмотря на наличие исследований по развитию речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе ведущих видов деятельности, вопросы интеграции музыкальной деятельности в логопедическую работу недостаточно рассмотренным и требует более детального изучения.
Цель статьи: рассмотреть методику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе музыкальных занятий.
Известно, что музыка и язык используют одни и те же средства переноса и восприятия акустических сигналов одними и теми же органами. Как указывает Ж. Лакан, в воспринимающей и воспроизводящей деятельности участвуют в равной степени двигательные и слуховые пути, ядра афферентных и эфферентных нервов мозга, а также ретикулярная формация, лимбическая система. Височная извилина имеет аудитивную функцию при прослушивании музыки и речи. Связь между музыкой и языком строится на общих акустических и выразительных элементах, таких как ритм, мелодия, гармония, громкость, динамика, акцент и просодия [2, с. 64].
Анализ научно-методической, психологической, логопедической литературы позволяет утверждать, что в процессе анализа практического опыта по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей констатируется необходимость применения на логопедических занятиях таких средств музыкальной деятельности:
- упражнения для формирования ощущения музыкального темпа;
- вокальная деятельность;
- прослушивание музыкальных композиций;
- танцевальная деятельность;
- разучивание музыкальных произведений (детских песен);
- музыкальные сюжетно-ролевые игры;
- музыкальная декламация;
- релаксационные упражнения под музыкальное сопровождение.
Применение музыкальной деятельности на логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи способствует улучшению общего эмоционального состояния детей; развитию двигательной сферы (развивается выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции развития ощущений, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
Коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе музыкальных занятий может включать следующие разделы:
1) Развитие артикуляционного аппарата, совершенствование дыхательной функции (совершенствование ритмико-интонационной составляющей речи, умения согласовывать движения с речевым и музыкальным сопровождением). В процессе развития артикуляционного аппарата могут использоваться игры на музыкальных инструментах, мимические упражнения для губ, приведенные в програмно-методическом комплексе Ю. В. Рибцун «Коррекционная работа по развитию речи детей пятого года жизни с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» : «Замок», «Слоненок», «Лягушка», «Клоун», мимические упражнения для щек: «Воздушный шарик», «Хомячок», «Обжора», мимические упражнения для носа: «Поросенок», глаз: «Моргайлики», лба: «Ох! Ах!», «Дождевая тучка» [4, с. 28-31].
Во время исполнения музыкальных игровых упражнений развивается мимическая моторика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, могут использоваться такие упражнения:
1) губы: сжать губы («Замок», вытянуть губы трубочкой («Слоненок») растянуть губы в улыбку («Лягушка», попеременно выполнять движения (улыбка - трубочка) («Клоун», оскалить зубы («Тигренок»)»
2) щеки: одновременно надувать щеки («Воздушный шарик», попеременно надувать щеки, удерживать в таком положении в течение 3 с («Хомячок», имитировать жевательные движения («Обжора»);
3) нос: наморщить нос, расслабить («Поросенок»);
4) глаза: закрывать и открывать глаза, моргать, попеременно подмигивать глазами («Моргайлики»);
5) лоб: поднимать брови вверх, опускать их («Ох! Ах!»); нахмурить брови, расслабить («Дождевая тучка»).
2) Развитие голосового аппарата (формирование умения пользоваться голосом различной силы, формирование сознательной регуляции силы голоса, совершенствование его динамики и модуляции). Могут использоваться игры-занятия, музыкальные представления, музыкально-дидактические игры и упражнения: «Подбери инструмент», «Спой как.», дидактические игры и упражнения: «Высоко - низко, далеко – близко», голосовые упражнения: «Слон-трубач», «Азбука-песенка», «Голосовые ступеньки», «Оркестр» [4, с. 32].
3) Развитие просодических компонентов речи (дикция; паузация, ритм). Могут использоваться игры-занятия, ритмические танцевальные движения, музыкально-дидактические игры, игры на музыкальных инструментах, логопедические этюды.
4) Развитие словаря и способности грамматического выстраивания связной речи : может использоваться изучение песен и музыкальных игр.
Функциональная модель развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе музыкальных занятий схематично описана в табл. 1.
Таблица 1
Функциональная модель развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе музыкальных занятий
Показатели развития речи Направленность коррекционно-развивающей работы Средства обеспечения
Развитие артикуляционного аппарата
Ребенок может со зрительной опорой, по образцу педагога, выполнять следующие виды упражнений:
- мимическую и пальчиковую гимнастику (на заданную статическую позу, круговые движения, попеременное чередование движений, выполнение разнонаправленных движений одной и одновременно двумя руками) с речевым / музыкальным сопровождением.
Ребенок выполняет упражнения:
1. С привлечением определенных органов речедвигательного аппарата: губ, щек, нижней челюсти, мягкого неба, языка.
2. По степени самостоятельности выполнения: пассивные, пассивно-активные, активные.
3. При участии голоса:
- беззвучные;
- с участием голоса. Совершенствование ритмико-интонационной составляющей речи, умение согласовывать движения с речевым и музыкальным сопровождением. Музыкальные игры-занятия, логопедические этюды, игры на музыкальных инструментах, общеразвивающие упражнения : «Мы веселые ребята», «Сильные и смелые», логоритмические упражнения: «Веселунчики», «Страна Веселых Мелодий», мимические упражнения для губ: «Замок», «Слоненок», «Лягушка», «Клоун», щек: «Воздушный шарик», «Хомячок», «Обжора», носа: «Поросенок», глаз: «Моргайлики», лба: «Ох! Ах!», «Дождевая тучка» [4, с. 28-35].
Совершенствование дыхательной функции
Ребенок выполняет упражнения на выработку навыков дыхания: носом, животом, диафрагмального дыхания, различия носового и ротового вдоха и выдоха, фиксированного выдоха со звуком или звукоподражанием, длительного фонационного (речевого) дыхания с возможным использованием предметов (плоскостных пособий, с динамичным сопровождением или без него и с эмоциональной окраской. Совершенствование умения сочетать дыхательные упражнения со звуковым сопровождением. Музыкальные игры-занятия, логопедические этюды: «Мишка спит», «Фонтан кита», «Ветерок-шалунишка» [4, с. 28-35], дыхательные упражнения
Развитие голосового аппарата
Ребенок знает, что можно регулировать силу голоса в зависимости от ситуации (громче - на прогулке, тише - в группе, шепотом - в спальне). При необходимости может громко позвать на помощь. Формирование умения пользоваться голосом различной силы Музыкальные игры-занятия, игры-драматизации
Продолжение табл. 1
Показатели развития речи Направленность коррекционно-развивающей работы Средства обеспечения
Ребенок знает, что восприятие силы голоса зависит от расстояния (голос издалека звучит тихо, вблизи - громче). Сравнивает предметы, понимает и самостоятельно использует в речи антонимы : «сильный - слабый», «высокий - низкий», «далеко - близко». Различает мелодии, контрастные по характеру звучания (марш, колыбельная).
Выполняет голосовые упражнения. Пропевает гласные и их сочетания с разной высотой и силой голоса. Формирование сознательной регуляции силы голоса, совершенствование его динамики и модуляции.
Воспитание интереса к музыкальным играм-занятиям. Музыкальные игры-занятия, музыкальные представления, музыкально-дидактические игры и упражнения: «Узнай и названия», «Подбери инструмент», «Спой как.», дидактические игры и упражнения: «Какой? Какая?», «Высоко - низко, далеко – близко», голосовые упражнения: «Слон-трубач», голосовые ступеньки
Формирование просодических компонентов речи : дикция, паузация, слуховой и слухо-пространственный гнозис
Совместно с учителем-логопедом играет на музыкальном инструменте (звучание инструмента - пауза, звучание - пауза). Может на символическом уровне (с помощью предметов-символов : кружочек - звук, счетная палочка - пауза) изложить схему звучания (звенит колокольчик - кружочек, тишина (пауза) - палочка). С помощью педагога, а затем самостоятельно, стремится графически создавать схему простой мелодии, которая звучит. Формирование умения делать расстановки пауз в речевом потоке.
Развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Музыкальные игры-занятия, ритмические танцевальные движения, музыкально-дидактические игры, игры на музыкальных инструментах, логопедические этюды.
Ребенок различает по внешним признакам и звучанию отдельные музыкальные инструменты (молоток, треугольник, бубен, колокольчик, барабан). С закрытыми глазами среди ряда музыкальных инструментов узнает тот, который только что звучал и проверяет правильность своего выбора игрой на нем. Узнает и воспроизводит последовательность звучания 3-4 музыкальных инструментов. С закрытыми глазами определяет источники звука. Совершенствование слухового и слухо-пространственного гнозиса. Музыкальные игры-занятия, слушание музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры, игры с музыкальными инструментами, дидактические игры и упражнения: «Услышь и воспроизведи», «Узнай по звучанию», «Где позвонили?», «Оркестр»
Музыкальным руководителем совместно с логопедом в музыкальном зале проводятся индивидуальные, подгрупповые и фронтальные игры-занятия по музыкальному воспитанию, каждое из которых решает свои специфические задачи:
- слушание музыки способствует развитию музыкально-ритмической деятельности, слухового восприятия, внимания, памяти;
- пение побуждает к овладению правильным звукопроизношением, развивает слухо-речевое внимание;
- музыкально-ритмические движения и танцы создают прочную основу для выработки слухо-двигательной координации;
- игра на музыкальных инструментах развивает тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.
Развивающая программа развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе музыкальных занятий может включать, в частности, логоритмические занятия, которые состоят из элементов, показанных в табл. 2.
Таблица 2
Структурные элементы логоритмических занятий
Средства логопедической ритмики Средства речевого, психофизического развития
Пальчиковая гимнастика, песни, стихи, которые сопровождаются движениями рук Развитие мелкой моторики, плавности выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности
Развитие певческих умений. Фонотические упражнения Развитие мышц гортани, формирование навыков речевого дыхания
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, креативности
Упражнения на развитие общей моторики, в соответствии с возрастными возможностями Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы
Упражнения на развитие словотворчества Развитие связной речи детей
Можно использовать следующую структуру логоритмических занятий:
I. Вводная часть. Психомоторное развитие : упражнения на различные виды ходьбы, бега. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания).
II. Основная часть. Массаж, тактильная стимуляция. Упражнения на развитие орального праксиса и мимики. Артикуляционные упражнения. Упражнения на развитие речевого дыхания : темпа, согласования с речью. Упражнения на развитие, творческой фантазии и воображения, голосообразования. Упражнения для развития мелкой моторики (игра на музыкальных инструментах, упражнения с предметами). Развитие дикции (упражнения без речевого или речевым сопровождением, фонопедическая гимнастика). Двигательные упражнения (упражнения с элементами танца, игры-драматизации).
III. Заключительная часть. Упражнения на расслабление мышечного тонуса. Слушание музыки.
Занятия разрабатываются с учетом возможностей детей, их индивидуальных особенностей и этапа коррекции.
Специфика организации и проведения музыкальных игр-занятий включает следующие компоненты:
1. Цель - психоречевое и общее всестороннее развитие дошкольников, которое реализуется на отдельных музыкальных играх-занятиях.
2. Задачами каждого музыкального занятия является стимулирование познавательной и речевой активности, создание мотивационной основы для усвоения знаний, а также доступное изложение содержания материала программы.
3. Исходным материалом выступает имеющийся у каждого ребенка объем знаний, умений, навыков, от которого следует отталкиваться с целью достижения дальнейшего психофизического развития и личностного роста дошкольника.
4. Средства, используемые при проведении музыкальных игр-занятий, являются самыми разнообразными и охватывают как отдельные предметы (музыкальные инструменты, игрушки и т. д., так и коммуникативную деятельность (влияние музыкой, словом и т. д.).
5. Методы, применяемые при проведении музыкальных игр-занятий являются, преимущественно, методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности и включают: слуховые (восприятие и воспроизведение музыки, словесные и практические (игры, пение и т. д.) методы.
6. Процедура – это сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности, продуманный, структурированный и построенный в игровой форме (мотивационный компонент, который может включать припоминание знакомого материала, изучение нового (познавательный, речевой, операционно-действенный компоненты, решение проблемно поисковых ситуаций (поисковая доминанта, процессуальный компонент, контроль за своей речью и речью товарищей (эмоционально-оценочный компонент).
7. Продукт деятельности может быть прямым и косвенным. В частности, прямым продуктом деятельности могут выступать нематериальные объекты – эмоциональные состояния, впечатления или чувства (полученное удовольствие от услышанной музыки, а опосредованным продуктом при этом является достижение общей цели образовательного процесса.
Программа коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи предусматривает проведение интегрированных логопедических занятий с применением средств арт-педагогики три раза в неделю (музыкальная, изобразительная, театрализованная деятельность и т. д.). В течение недели проводится одно коррекционно-развивающее занятие с включением музыкальной деятельности продолжительностью 30-35 минут в зависимости от этапа логопедической коррекции. Захватывающий сюжет, игровая форма в сочетании с арсеналом наглядного материала стимулируют необходимость в коммуникации, развивают речевое подражание, моторику, способствуют эмоционально-эстетическому восприятию. Содержание занятия связывается и лексической темой, изучаемой на этом этапе, и задачами логопедической коррекции.
Применение музыкальной деятельности на логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию двигательной активности, коррекции развития ощущений и представлений, стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи. Организация коррекционно-педагогической работы с привлечением средств музыкальной деятельности предполагает не только развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, но и осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекцию речевой функциональной системы, а так же всестороннее развитие ребенка, раскрытие ее творческого потенциала.
Список литературы
1. Конопляста С. Ю. Логопсихологія [Текст] : навч. посіб / С. Ю. Конопляста, Т. В. Сак ; за ред. д-ра пед. наук, проф. М. К. Шеремет. - К. : Знання, 2010. - 294 с.
2. Лакан Ж. Функуция речи и поле речи и языка в психоанализе [Текст] : докл. на Римском Конгрессе, читанный в Ин-те психологии Римского ун-та 26 и 27 сент. 1953 года / Ж. Лакан ; пер. А. К. Черноглазов. - М. : Гнозис, 1995. – 192 с.
3. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена ; СПб. : Союз, 2001. – 191 с.
4. Рібцун Ю. В. Корекційна робота з розвитку мовлення дітей п’ятого року життя із фонетико-фонематичним недорозвитком мовлення [програмно-метод. комплекс] / Ю. В. Рібцун. – К. : Кафедра, 2013. – 284 с.
5. Фатихова Л. Ф. Компьютерные игры, построенные с использованием технологии Flash, в процессе подготовки дошкольников с фонетико-фонематическими недоразвитием к обучению грамоте/Л. Д. Фатихова // ОТО. 2016. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-igry-postroennye-s-ispolzovaniem-tehnologii-flash-v-protsesse-podgotovki-doshkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskimi