Получи документы

Консультация «Методика развития связной речи»

неля семак
Консультация «Методика развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Связная речь играет важную роль в процессе речевого развития дошкольников. У детей с речевыми нарушениями коммуникативные умения и навыки формируются в недостаточном объеме и качестве, а процесс их становления происходит в более поздние сроки, чем у детей с нормальным ходом развития речи. Замедленное формирование речевых навыков не позволяет таким детям активно включаться в общение и тормозит их эмоционально-психологическое развитие. По данным научных исследований [1; 3; 4; 5], у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются специфические проблемы в формировании связной речи : недостаточное умение отражать причинно-следственные связи между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности, проявляющиеся при планировании связного выражения.

Публикация «Консультация „Методика развития связной речи“» размещена в разделах

Одной из форм организации учебно-воспитательного процесса с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи являются музыкальные занятия, включающие занятия по логоритмике. Музыкальные и логоритмические занятия дают возможность преодолевать проблемы в речи у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, что позволяет глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.

Проблему совершенствования коррекционно-педагогической и коррекционно-реабилитационной работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи исследовали С. Ю. Конопляста [1], Л. В. Лопатина [3], Ю. В. Рибцун [4], Л. Д. Фатихова [5] и др.

В то же время, несмотря на наличие исследований по развитию речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе ведущих видов деятельности, вопросы интеграции музыкальной деятельности в логопедическую работу недостаточно рассмотренным и требует более детального изучения.

Цель статьи: рассмотреть методику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе музыкальных занятий.

Известно, что музыка и язык используют одни и те же средства переноса и восприятия акустических сигналов одними и теми же органами. Как указывает Ж. Лакан, в воспринимающей и воспроизводящей деятельности участвуют в равной степени двигательные и слуховые пути, ядра афферентных и эфферентных нервов мозга, а также ретикулярная формация, лимбическая система. Височная извилина имеет аудитивную функцию при прослушивании музыки и речи. Связь между музыкой и языком строится на общих акустических и выразительных элементах, таких как ритм, мелодия, гармония, громкость, динамика, акцент и просодия [2, с. 64].

Анализ научно-методической, психологической, логопедической литературы позволяет утверждать, что в процессе анализа практического опыта по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей констатируется необходимость применения на логопедических занятиях таких средств музыкальной деятельности:

- упражнения для формирования ощущения музыкального темпа;

- вокальная деятельность;

- прослушивание музыкальных композиций;

- танцевальная деятельность;

- разучивание музыкальных произведений (детских песен);

- музыкальные сюжетно-ролевые игры;

- музыкальная декламация;

- релаксационные упражнения под музыкальное сопровождение.

Применение музыкальной деятельности на логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи способствует улучшению общего эмоционального состояния детей; развитию двигательной сферы (развивается выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции развития ощущений, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе музыкальных занятий может включать следующие разделы:

1) Развитие артикуляционного аппарата, совершенствование дыхательной функции (совершенствование ритмико-интонационной составляющей речи, умения согласовывать движения с речевым и музыкальным сопровождением). В процессе развития артикуляционного аппарата могут использоваться игры на музыкальных инструментах, мимические упражнения для губ, приведенные в програмно-методическом комплексе Ю. В. Рибцун «Коррекционная работа по развитию речи детей пятого года жизни с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» : «Замок», «Слоненок», «Лягушка», «Клоун», мимические упражнения для щек: «Воздушный шарик», «Хомячок», «Обжора», мимические упражнения для носа: «Поросенок», глаз: «Моргайлики», лба: «Ох! Ах!», «Дождевая тучка» [4, с. 28-31].

Во время исполнения музыкальных игровых упражнений развивается мимическая моторика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, могут использоваться такие упражнения:

1) губы: сжать губы («Замок», вытянуть губы трубочкой («Слоненок») растянуть губы в улыбку («Лягушка», попеременно выполнять движения (улыбка - трубочка) («Клоун», оскалить зубы («Тигренок»

2) щеки: одновременно надувать щеки («Воздушный шарик», попеременно надувать щеки, удерживать в таком положении в течение 3 с («Хомячок», имитировать жевательные движения («Обжора»);

3) нос: наморщить нос, расслабить («Поросенок»);

4) глаза: закрывать и открывать глаза, моргать, попеременно подмигивать глазами («Моргайлики»);

5) лоб: поднимать брови вверх, опускать их («Ох! Ах!»); нахмурить брови, расслабить («Дождевая тучка»).

2) Развитие голосового аппарата (формирование умения пользоваться голосом различной силы, формирование сознательной регуляции силы голоса, совершенствование его динамики и модуляции). Могут использоваться игры-занятия, музыкальные представления, музыкально-дидактические игры и упражнения: «Подбери инструмент», «Спой как.», дидактические игры и упражнения: «Высоко - низко, далеко – близко», голосовые упражнения: «Слон-трубач», «Азбука-песенка», «Голосовые ступеньки», «Оркестр» [4, с. 32].

3) Развитие просодических компонентов речи (дикция; паузация, ритм). Могут использоваться игры-занятия, ритмические танцевальные движения, музыкально-дидактические игры, игры на музыкальных инструментах, логопедические этюды.

4) Развитие словаря и способности грамматического выстраивания связной речи : может использоваться изучение песен и музыкальных игр.

Функциональная модель развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе музыкальных занятий схематично описана в табл. 1.

Таблица 1

Функциональная модель развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе музыкальных занятий

Показатели развития речи Направленность коррекционно-развивающей работы Средства обеспечения

Развитие артикуляционного аппарата

Ребенок может со зрительной опорой, по образцу педагога, выполнять следующие виды упражнений:

- мимическую и пальчиковую гимнастику (на заданную статическую позу, круговые движения, попеременное чередование движений, выполнение разнонаправленных движений одной и одновременно двумя руками) с речевым / музыкальным сопровождением.

Ребенок выполняет упражнения:

1. С привлечением определенных органов речедвигательного аппарата: губ, щек, нижней челюсти, мягкого неба, языка.

2. По степени самостоятельности выполнения: пассивные, пассивно-активные, активные.

3. При участии голоса:

- беззвучные;

- с участием голоса. Совершенствование ритмико-интонационной составляющей речи, умение согласовывать движения с речевым и музыкальным сопровождением. Музыкальные игры-занятия, логопедические этюды, игры на музыкальных инструментах, общеразвивающие упражнения : «Мы веселые ребята», «Сильные и смелые», логоритмические упражнения: «Веселунчики», «Страна Веселых Мелодий», мимические упражнения для губ: «Замок», «Слоненок», «Лягушка», «Клоун», щек: «Воздушный шарик», «Хомячок», «Обжора», носа: «Поросенок», глаз: «Моргайлики», лба: «Ох! Ах!», «Дождевая тучка» [4, с. 28-35].

Совершенствование дыхательной функции

Ребенок выполняет упражнения на выработку навыков дыхания: носом, животом, диафрагмального дыхания, различия носового и ротового вдоха и выдоха, фиксированного выдоха со звуком или звукоподражанием, длительного фонационного (речевого) дыхания с возможным использованием предметов (плоскостных пособий, с динамичным сопровождением или без него и с эмоциональной окраской. Совершенствование умения сочетать дыхательные упражнения со звуковым сопровождением. Музыкальные игры-занятия, логопедические этюды: «Мишка спит», «Фонтан кита», «Ветерок-шалунишка» [4, с. 28-35], дыхательные упражнения

Развитие голосового аппарата

Ребенок знает, что можно регулировать силу голоса в зависимости от ситуации (громче - на прогулке, тише - в группе, шепотом - в спальне). При необходимости может громко позвать на помощь. Формирование умения пользоваться голосом различной силы Музыкальные игры-занятия, игры-драматизации

Продолжение табл. 1

Показатели развития речи Направленность коррекционно-развивающей работы Средства обеспечения

Ребенок знает, что восприятие силы голоса зависит от расстояния (голос издалека звучит тихо, вблизи - громче). Сравнивает предметы, понимает и самостоятельно использует в речи антонимы : «сильный - слабый», «высокий - низкий», «далеко - близко». Различает мелодии, контрастные по характеру звучания (марш, колыбельная).

Выполняет голосовые упражнения. Пропевает гласные и их сочетания с разной высотой и силой голоса. Формирование сознательной регуляции силы голоса, совершенствование его динамики и модуляции.

Воспитание интереса к музыкальным играм-занятиям. Музыкальные игры-занятия, музыкальные представления, музыкально-дидактические игры и упражнения: «Узнай и названия», «Подбери инструмент», «Спой как.», дидактические игры и упражнения: «Какой? Какая?», «Высоко - низко, далеко – близко», голосовые упражнения: «Слон-трубач», голосовые ступеньки

Формирование просодических компонентов речи : дикция, паузация, слуховой и слухо-пространственный гнозис

Совместно с учителем-логопедом играет на музыкальном инструменте (звучание инструмента - пауза, звучание - пауза). Может на символическом уровне (с помощью предметов-символов : кружочек - звук, счетная палочка - пауза) изложить схему звучания (звенит колокольчик - кружочек, тишина (пауза) - палочка). С помощью педагога, а затем самостоятельно, стремится графически создавать схему простой мелодии, которая звучит. Формирование умения делать расстановки пауз в речевом потоке.

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Музыкальные игры-занятия, ритмические танцевальные движения, музыкально-дидактические игры, игры на музыкальных инструментах, логопедические этюды.

Ребенок различает по внешним признакам и звучанию отдельные музыкальные инструменты (молоток, треугольник, бубен, колокольчик, барабан). С закрытыми глазами среди ряда музыкальных инструментов узнает тот, который только что звучал и проверяет правильность своего выбора игрой на нем. Узнает и воспроизводит последовательность звучания 3-4 музыкальных инструментов. С закрытыми глазами определяет источники звука. Совершенствование слухового и слухо-пространственного гнозиса. Музыкальные игры-занятия, слушание музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры, игры с музыкальными инструментами, дидактические игры и упражнения: «Услышь и воспроизведи», «Узнай по звучанию», «Где позвонили?», «Оркестр»

Музыкальным руководителем совместно с логопедом в музыкальном зале проводятся индивидуальные, подгрупповые и фронтальные игры-занятия по музыкальному воспитанию, каждое из которых решает свои специфические задачи:

- слушание музыки способствует развитию музыкально-ритмической деятельности, слухового восприятия, внимания, памяти;

- пение побуждает к овладению правильным звукопроизношением, развивает слухо-речевое внимание;

- музыкально-ритмические движения и танцы создают прочную основу для выработки слухо-двигательной координации;

- игра на музыкальных инструментах развивает тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.

Развивающая программа развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе музыкальных занятий может включать, в частности, логоритмические занятия, которые состоят из элементов, показанных в табл. 2.

Таблица 2

Структурные элементы логоритмических занятий

Средства логопедической ритмики Средства речевого, психофизического развития

Пальчиковая гимнастика, песни, стихи, которые сопровождаются движениями рук Развитие мелкой моторики, плавности выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности

Развитие певческих умений. Фонотические упражнения Развитие мышц гортани, формирование навыков речевого дыхания

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, креативности

Упражнения на развитие общей моторики, в соответствии с возрастными возможностями Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы

Упражнения на развитие словотворчества Развитие связной речи детей

Можно использовать следующую структуру логоритмических занятий:

I. Вводная часть. Психомоторное развитие : упражнения на различные виды ходьбы, бега. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания).

II. Основная часть. Массаж, тактильная стимуляция. Упражнения на развитие орального праксиса и мимики. Артикуляционные упражнения. Упражнения на развитие речевого дыхания : темпа, согласования с речью. Упражнения на развитие, творческой фантазии и воображения, голосообразования. Упражнения для развития мелкой моторики (игра на музыкальных инструментах, упражнения с предметами). Развитие дикции (упражнения без речевого или речевым сопровождением, фонопедическая гимнастика). Двигательные упражнения (упражнения с элементами танца, игры-драматизации).

III. Заключительная часть. Упражнения на расслабление мышечного тонуса. Слушание музыки.

Занятия разрабатываются с учетом возможностей детей, их индивидуальных особенностей и этапа коррекции.

Специфика организации и проведения музыкальных игр-занятий включает следующие компоненты:

1. Цель - психоречевое и общее всестороннее развитие дошкольников, которое реализуется на отдельных музыкальных играх-занятиях.

2. Задачами каждого музыкального занятия является стимулирование познавательной и речевой активности, создание мотивационной основы для усвоения знаний, а также доступное изложение содержания материала программы.

3. Исходным материалом выступает имеющийся у каждого ребенка объем знаний, умений, навыков, от которого следует отталкиваться с целью достижения дальнейшего психофизического развития и личностного роста дошкольника.

4. Средства, используемые при проведении музыкальных игр-занятий, являются самыми разнообразными и охватывают как отдельные предметы (музыкальные инструменты, игрушки и т. д., так и коммуникативную деятельность (влияние музыкой, словом и т. д.).

5. Методы, применяемые при проведении музыкальных игр-занятий являются, преимущественно, методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности и включают: слуховые (восприятие и воспроизведение музыки, словесные и практические (игры, пение и т. д.) методы.

6. Процедура – это сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности, продуманный, структурированный и построенный в игровой форме (мотивационный компонент, который может включать припоминание знакомого материала, изучение нового (познавательный, речевой, операционно-действенный компоненты, решение проблемно поисковых ситуаций (поисковая доминанта, процессуальный компонент, контроль за своей речью и речью товарищей (эмоционально-оценочный компонент).

7. Продукт деятельности может быть прямым и косвенным. В частности, прямым продуктом деятельности могут выступать нематериальные объекты – эмоциональные состояния, впечатления или чувства (полученное удовольствие от услышанной музыки, а опосредованным продуктом при этом является достижение общей цели образовательного процесса.

Программа коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи предусматривает проведение интегрированных логопедических занятий с применением средств арт-педагогики три раза в неделю (музыкальная, изобразительная, театрализованная деятельность и т. д.). В течение недели проводится одно коррекционно-развивающее занятие с включением музыкальной деятельности продолжительностью 30-35 минут в зависимости от этапа логопедической коррекции. Захватывающий сюжет, игровая форма в сочетании с арсеналом наглядного материала стимулируют необходимость в коммуникации, развивают речевое подражание, моторику, способствуют эмоционально-эстетическому восприятию. Содержание занятия связывается и лексической темой, изучаемой на этом этапе, и задачами логопедической коррекции.

Применение музыкальной деятельности на логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию двигательной активности, коррекции развития ощущений и представлений, стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи. Организация коррекционно-педагогической работы с привлечением средств музыкальной деятельности предполагает не только развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, но и осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекцию речевой функциональной системы, а так же всестороннее развитие ребенка, раскрытие ее творческого потенциала.

Список литературы

1. Конопляста С. Ю. Логопсихологія [Текст] : навч. посіб / С. Ю. Конопляста, Т. В. Сак ; за ред. д-ра пед. наук, проф. М. К. Шеремет. - К. : Знання, 2010. - 294 с.

2. Лакан Ж. Функуция речи и поле речи и языка в психоанализе [Текст] : докл. на Римском Конгрессе, читанный в Ин-те психологии Римского ун-та 26 и 27 сент. 1953 года / Ж. Лакан ; пер. А. К. Черноглазов. - М. : Гнозис, 1995. – 192 с.

3. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена ; СПб. : Союз, 2001. – 191 с.

4. Рібцун Ю. В. Корекційна робота з розвитку мовлення дітей п’ятого року життя із фонетико-фонематичним недорозвитком мовлення [програмно-метод. комплекс] / Ю. В. Рібцун. – К. : Кафедра, 2013. – 284 с.

5. Фатихова Л. Ф. Компьютерные игры, построенные с использованием технологии Flash, в процессе подготовки дошкольников с фонетико-фонематическими недоразвитием к обучению грамоте/Л. Д. Фатихова // ОТО. 2016. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-igry-postroennye-s-ispolzovaniem-tehnologii-flash-v-protsesse-podgotovki-doshkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskimi

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Дидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речиДидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речи Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых» Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Методика развития связной речи»
Опубликовано: 30 января 2021 в 04:13
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Методика развития связной речи»» (включая файлы) размещена пользователем неля семак (УИ 430287) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД