Ирина Стаханова
Использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.
Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
В. А. Сухомлинский.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача – заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребёнка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребёнка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребёнку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка.
Публикация «Использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук дошкольников» размещена в разделах
На логопедических занятиях я использую следующие игровые технологии :
1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.
2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.
3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.
4. Игровые технологии для развития общей моторики.
Актуальность данного вопроса определяется необходимостью оказания своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии правильной связной речи и формировании мелкой моторики пальцев рук.
Самомассаж
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Приемы самомассажа кистей рук.
Поглаживание – самый распространенный прием. Выполняют его ладонной поверхностью, причем четыре пальца соединены вместе, а большой отведен. Ладонь плотно прижимается к массируемому участку, слегка обхватывая его. Поглаживание можно проводить как одной рукой, так и двумя попеременно: одна следует за другой, как бы повторяя движение.
Разминание – это основной прием глубокой проработки мышечной системы, но разминание, особенно глубокие, оказывают стимулирующее влияние и на нервную систему. После интенсивной физической работы этот прием позволяет быстро восстановить тонус уставших мышц. Растирание. При помощи растирания можно усилить местное кровообращение.
Потряхивание непосредственно связано с разминанием и проводится после него. Прием способствует улучшению оттока лимфы, действует успокаивающе на нервную систему. Потряхивание оказывает влияние не только на поверхностные, но и на глубоко лежащие ткани. Потряхивание выполняют мизинцем и большим пальцем.
Встряхивание применяется только на конечностях после массирования руки. Физиологическое влияние аналогично потряхиванию. Встряхивание руки выполняют стоя или сидя.
Ударные приемы при самомассаже вызывают усиленный приток крови к массируемому участку, раздражают мышечные волокна, усиливая их сокращения. Будучи мощным механическим раздражителем, ударные приемы тонизируют нервную систему. Ударные приемы выполняют на предельно расслабленных мышцах.
Поколачивание при самомассаже проводят кистью, пальцы слегка сжаты в кулак. Удар наносят со стороны мизинца.
Расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения, детям поможет нетрадиционный массаж кистей рук с использованием разнообразных предметов (шишек, деталей конструктора, мячиков,
массажных щеток, шестигранных карандашей, резинок для волос, прищепок и т. д.). Желательно чтобы он сопровождался небольшими стихотворениями. Это служит хорошей тренировкой образного мышления детей, их памяти, помогает быстро и легко запоминать стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.
"Пальчиковые игры"
Детям очень нравятся пальчиковые игры. Пальчиковая игра - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук.
Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь не ведущую руку сделать более активной.
Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
Совершенствованию моторики рук ребенка способствуют специальные упражнения с разнообразными подручными предметами (бельевыми прищепками, маленьким мячиком, цветными резиночками,складывание фигур и орнаментов из цветных прищепок, развивающих ковриков и т. д.
• Фигурки из прищепок
Прищепки хорошо использовать для самомассажа кончиков пальцев. Прикусываем прищепкой каждый пальчик и произносим слова:
Кусается сильно котёнок-глупыш,
он думает это не палец, а мышь.
Хватит кусаться глупый малыш,
а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!
В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами игровыми приёмами, например, игра-соревнование «Наша мамочка устала»
Наша мамочка устала –
Всю одежду постирала,
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Предлагаю Вам посмотреть и подумать, чего не хватает ёжику. Правильно иголок. Давайте поможем ему, только ёжик запутался и не может вспомнить, какого цвета были у него иголки. А я Вам подскажу, две красные, одна жёлтая, одна синяя и две зелёных иголки. Запомнили? Дети прикрепляют прищепки.
• Игры с каштанами.
Каштаны я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Помимо катательных движений, я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.
• Шнуровка.
В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок я использую самодельные образцы.
• Мозаика.
Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.
Театр маленьких пальчиков.
Особой популярностью у детей пользуется пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук. С самого раннего возраста можно показывать ребенку спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены на одной или двух руках.
Герои должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары: мячик (его можно катать друг другу, тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т. д
Пазлы, конструктор
Хотелось бы отметить, что бесценным материалом для развития внимания, мышления ребенка, а также движений пальцев его рук являются игры с мозаикой, разрезными картинками, конструктором.
Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребёнка, но и на его физическое развитие в целом.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.