Бактагалиева Алина
Проект «Игры для развития мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
"Истоки способностей и дарования детей находиться на кончиках их пальцев" В. А. Сухомлинский.
Цели: Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
- Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
Публикация «Проект „Игры для развития мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов“» размещена в разделах
- Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
- Восприятие усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
- Развитие чувства уверенности в себе.
АКТУАЛЬНОСТЬ
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.
Мелкая моторики - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка "пользоваться" этими движениями. со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться,для него движения - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор,способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребенка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе много и активно общаться с ним в быту,вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук- это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой моторики и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Ожидаемый результат:
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
Формирование речевых навыков у детей младшего возраста;
Интеллектуальное развитие детей;
Пополнение предметно – развивающей среды;
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Мелкую моторику рук развивают:
1. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
2. Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
3. Народные игры с ладошками;
4. Игры с природным материалом;
5. Игры с предметами домашнего обихода;
6. Игры с песком и водой;
7. Пальчиковый театр;
8. Дидактические игры;
9. Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
Продуктивная деятельность
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность
Прогулка
Утренняя гимнастика
Самообслуживание
Логоритмика
Работа с родителями
Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук
Сентябрь
1. Знакомство с детьми, исследование моторной сферы.
2. Консультация для родителей: «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».
3. Игра пальчиковая: «Вышла осень погулять…»
4. Игра пальчиковая: «Мячик я в руках катаю…»
5. Игра пальчиковая : «Я надену сапоги…»
6. Знакомство и игры с блоками Дьенеша.
7. Знакомство и игры с квадратом Воскобовича.
Октябрь
1. Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития м. м. р.
2. Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности.
3. Изготовление родителями сенсорного коврика «Экологический дневник»
4. Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…»
5. Игра пальчиковая «Семья».
6. Игра пальчиковая «Капуста…»
7. Игры с блоками Дьенеша: «Найди все фигуры, кА эта»м (по цвету, по размеру, по форме).
8. «Рисование Блоками» - способ наложения.
9. Игры с Квадратом Восковича: «Косыночка – дорожка». Обучение способам складывания.
Ноябрь
1. Игры для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…»
2. «Это ручка – правая…»
3. «Девочки и мальчики прыгают как мячики…»
4. Игры с платочками: «Пальчики играли в прятки…»
5. «Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…»
6. Игры с решетками: «В зоопарке мы бродили…»
7. «Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем…»
8. Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения:
«Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика).
«Открути и закрути»
«Ловкие ручки» (катушки из-под ниток, веревочки).
1. Консультация для родителей «Волшебные палочки» Использование в играх с детьми деревянных бигудей для развития общей и мелкой моторики.
Декабрь
1. Разучивание с детьми игр – заводилок.
Познавательное развитие: формирование целостной картины мира:
«Коровушка – матушка» - закреплять представление о домашних животных и птицах.
«Мишка – медведь» - закреплять название времен года, их признаки.
«Синичка» - закреплять представление о зимующих птицах.
«Ласточка» - закреплять представление о перелетных птицах.
«Мебель я начну считать…» - закреплять представление о предметах ближайшего окружения.
2. Игра пальчиковая «Снег ложиться на дома…»
3. Игра пальчиковая «Здравствуй, Дедушка Мороз!».
Январь
1. Совместное детско-родительское мероприятие «Волшебный квадратик». Знакомство родителей с работой группы по всем направлениям образовательной программы.
2. Оформление стенда для родителей «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».
3. Игра пальчиковая «У меня есть голова…»
«1,2,3,4,5 – тело будем изучать…»
«По шоссе идут машины…»
«На кроватке мы поспали…»
Февраль
1. Игры пальчиковые «Илья Муромец –Добрый молодец…»
2. «Воспитатель помогает нам картинки рисовать…»
3. «Дятел дерево долбит: тук-тук-тук…»
4. «Вот убрав царапки, кошка моет лапки…»
5. «Котик серенький сидит…»
6. Погода сегодня холодная, погода сегодня нелетная…»
Март
1. Сбор материала, изготовление оборудования и игр по теме: «Игры с фасолью для развития мелкой моторики у детей».
2. Подборка материала для уголка родителей «Чем полезны игры с природным материалом нашим малышам».
3. Игры с фасолью: «Волшебные домики» (цветные тарелки, фасоль).
4. «Накорми Колобка» (баночка с отверстием, фасоль)
5. «Рисование фасолью» (яркие, крупные раскраски, дополненные нарисованными овалами или прямоугольниками, с целью наложения на них фасолинок).
6. Игра пальчиковая «Мамочка хорошая, мамочка любимая…»
7. «Мама, папа, я – вот моя семья».
Апрель
1. Игра «Умный кубик» (кубик изготовлен из решеток для раковины). Сбор материала и оборудования для игр с кубиком.
2. Подбор ленточек разной длины, ширины по цветам радуги. Учить детей продевать ленточки в отверстия решетки в разных направлениях.
3. Изготовление платочков разных по цвету. Учить детей крепить платочки к решеткам с помощью прищепок, «крабиков».
4. «Рисование» разными по цвету шнурками на решетках.
5. Завязывание веревочек, шнурков, ленточек на стенках кубика.
6. Игра пальчиковая «На карнизе в ряд сосульки…»
7. «К нам весна шагает…»
8. «Вот уж две недели капают капели…»
9. «Только снег растает, птицы прилетают…»
Май
1. Игры пальчиковые «Солнышко пригрело…»
2. «Утро – солнце всходит. Ночь – луна приходит».
3. «Мы пошли гулять на луг, а по лугу ползал жук».
4. «В городах людей немало…»
5. Мониторинг развития у детей мелкой моторики.
6. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики».
Тематическое планирование работы с родителями по проекту
1. Консультация «Ум на кончиках пальце»;
2. Приобретение материалов для развития мелкой моторики;
3. Изготовление «Умного куба» и пособий к нему;
4. Совместное изготовление с детьми «дорожек»
5. Фотовыставка «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми)
6. Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»;
7. Открытое мероприятие «Праздник веселого квадратика» с показом пальчиковой гимнастики;
8. Консультация «Пальчиковые игры»
9. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики». Презентация;
10. «В чем заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей». Консультация логопеда;
11. «Логоритмика для малышей». Открытое занятие.
Художественное слово
Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.