Анна Шилова
Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Благополучие ребенка и его полноценное развитие во многом зависят от его умения развертывать самостоятельную деятельность совместно со сверстниками, которая в дошкольном детстве протекает преимущественно в форме игры - сюжетной или с правилами. Игровая деятельность - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, реализующий его потребность в социальной компетентности и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка; освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми в игровой воображаемой ситуации. Переход на более высокий уровень игры, обеспечивает её развивающую роль. Формирование игры основываться на учете объективного строения игровой деятельности, и особенностей ребенка (уровня его психического развития, мотивации и т. п.). Игра появляется в младшем дошкольном возрасте и её развитие обусловлено психическим развитием детей.
Публикация «Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На 4-м году у ребенка возрастает стремление действовать самостоятельно, он становится более крепким, подвижным. Наблюдаются определенные достижения в речевом развитии. Сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления. Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, на основе которого к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное, т. е. происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Начинает развиваться воображение, характерно смешение элементов реального и сказочного. Фантастические образы, эмоционально насыщены и реальны для малыша. Память характеризуется образностью, преобладает узнавание. Внимание не устойчивое, быстро переключается с одной деятельности на другую. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка. Продолжает развиваться половая идентификация. Пятый год жизни - период интенсивного становления самостоятельности дошкольников в доступных им формах продуктивной деятельности (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, лепка, рисование, разные виды игр). Значительные изменения происходят в познавательной сфере. Совершенствуется восприятие, появляются зачатки произвольного внимания. Важнейшее приобретение старшего дошкольного периода - 5 - 7 лет, это произвольность (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская). Это характерно для всех психических процессов. Внимание старшего дошкольника становиться устойчивым. У детей 5 - 6 лет хорошо развита образная память, а к 6 - 7 годам значительного развития достигает словесно - логическая. Воображение становиться преобразующим, носит произвольный характер, т. е. ребенок до начала деятельности планирует процесс реализации замысла, подбирает необходимые средства. К концу старшего дошкольного возраста возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Происходит осознание своего социального «Я», изменения в мотивационно- потребностной сфере. Игра детей дошкольного возраста развивается постепенно, поэтапно.