МААМ-картинки

Особенности общения детей младшего дошкольного возраста в свете научных исследований

Инна Бедина
Особенности общения детей младшего дошкольного возраста в свете научных исследований
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности общения детей младшего дошкольного возраста в свете научных исследований

Исследованиями выдающихся отечественных психологов (Венгер Л. Я., Кооменский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др.) доказано, что общение является важным фактором психического развития ребенка. Изучением этого вопроса начали заниматься с 50-х годов. Общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу (мотиву) добывания средств к существованию (охота, приготовление пищи, одежды и др).

Публикация «Особенности общения детей младшего дошкольного возраста в свете научных исследований» размещена в разделах

В исследованиях психологов (Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др.) доказано, что потребность в общении у детей является базой для дальнейшего развития личности, ведь именно в процессе общения с другими людьми ребенок познает мир. Без общения невозможно установление психологического контакта между людьми.

Согласно исследованиям Д. Б. Эльконина, в конце первого года жизни ситуация слитности ребенка со взрослым прерывается, в ней появляются двое: ребенок и взрослый. Ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами, а взрослому принадлежит роль образца для подражания. Эта особенность взаимоотношений «ребенок-взрослый» служит предпосылкой для предметной деятельности. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.

Общение в этом возрасте служит средством организации предметной деятельности. Несмотря на то, что в младшем возрасте общение еще не является ведущей деятельностью, оно развивается очень быстро и вскоре становится речевым, причем не только эмоциональным, но и имеющим предметную отнесенность.

Согласно работам Смирновой Е. О., в младшем возрасте деятельность ребёнка и взрослого направлена на усвоение знаний об использовании предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" предметов, но и примером действий с предметами. Такое взаимоотношение уже не сводится к прямой помощи или показу предметов, а требует совместной деятельности вместе с ним. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.

В совместной деятельности с ребё нком взрослый выполняет сразу несколько функций:

- во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметами;

- во-вторых, он организует действия ребёнка;

- в-третьих, он, поощряя или порицая, контролирует ход выполнения действий ребёнка.

М. И. Лисина одна из первых в психологической науке подошла к изучению общения как особой коммуникативной деятельности. Она в своих трудах дает наиболее полное определение, которое отражает всю психологическую сущность процесса общения : «общение как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Согласно исследованиям М. И. Лисиной, разные стороны общения составляют собой единую психологическую деятельность. Нельзя ограничиваться лишь внешней активностью ребенка, не учитывая внутреннее наполнение (потребности, мотивы, цели и т. д.). Это, в свою очередь, открыло возможность исследовать процесс общения как необходимость связи с окружающими.

Подход к общению как к коммуникативной деятельности у младших дошкольников предусматривает определение особенностей его у детей в двух сферах взаимоотношений: со взрослыми и сверстниками, а также позволяет увидеть роль каждой из них в психическом состоянии и становлении личности ребенка.

Главная потребность малышей – это разнообразие в общении.

Взрослые для них:

- партнеры в играх;

- оценщики навыков, умений и знаний;

- источники познаний;

- образцы для подражания.

Тогда как сверстники для них:

- объект изучения «такой же как я»;

- источник эмоциональной насыщенности;

- соучастник «нестандартности» в поведении.

Такие чувства общности, связи с окружающими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент его социализации.

Публикации по теме:

Особенности общения с детьми старшего дошкольного возраста в семье «Особенности общения с детьми старшего дошкольного возраста в семье.» B семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального.

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми» Младенец рождается беспомощным и несмышленым, на превращение его в субъекта многообразной человеческой деятельности огромную роль играет.

Обзор психологических исследований агрессивности у детей дошкольного возраста Обзор психологических исследований агрессивности у детей дошкольного возраста Некоторые авторы, например Фрейд З., Бандура А., Адлер А. ,.

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно.

Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста Современное дошкольное образование ориентировано на одну важнейшую тенденцию развития это потенциальные возможности и потребности личности.

Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические.

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми,.

Особенности развития восприятия детей младшего дошкольного возраста В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит.

Особенности развития эмоциональной экспрессии у детей младшего дошкольного возраста Знания и представления о чувствах, эмоциях у ребёнка формируются в основе своей в дошкольном возрасте и составляют часть его общего когнитивного.

Психолого-педагогические особенности формирования навыков диалогического общения детей младшего дошкольного возраста На страницах электронного периодического журнала «Познавательный» отмечалось, что в современном российском обществе на первый план выходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности общения детей младшего дошкольного возраста в свете научных исследований
Опубликовано: 18 мая 2019 в 22:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности общения детей младшего дошкольного возраста в свете научных исследований» (включая файлы) размещена пользователем Инна Бедина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД