Инна Бедина
Особенности общения детей младшего дошкольного возраста в свете научных исследований
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности общения детей младшего дошкольного возраста в свете научных исследований
Исследованиями выдающихся отечественных психологов (Венгер Л. Я., Кооменский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др.) доказано, что общение является важным фактором психического развития ребенка. Изучением этого вопроса начали заниматься с 50-х годов. Общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу (мотиву) добывания средств к существованию (охота, приготовление пищи, одежды и др).
Публикация «Особенности общения детей младшего дошкольного возраста в свете научных исследований» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
В исследованиях психологов (Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др.) доказано, что потребность в общении у детей является базой для дальнейшего развития личности, ведь именно в процессе общения с другими людьми ребенок познает мир. Без общения невозможно установление психологического контакта между людьми.
Согласно исследованиям Д. Б. Эльконина, в конце первого года жизни ситуация слитности ребенка со взрослым прерывается, в ней появляются двое: ребенок и взрослый. Ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами, а взрослому принадлежит роль образца для подражания. Эта особенность взаимоотношений «ребенок-взрослый» служит предпосылкой для предметной деятельности. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.
Общение в этом возрасте служит средством организации предметной деятельности. Несмотря на то, что в младшем возрасте общение еще не является ведущей деятельностью, оно развивается очень быстро и вскоре становится речевым, причем не только эмоциональным, но и имеющим предметную отнесенность.
Согласно работам Смирновой Е. О., в младшем возрасте деятельность ребёнка и взрослого направлена на усвоение знаний об использовании предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" предметов, но и примером действий с предметами. Такое взаимоотношение уже не сводится к прямой помощи или показу предметов, а требует совместной деятельности вместе с ним. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.
В совместной деятельности с ребё нком взрослый выполняет сразу несколько функций:
- во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметами;
- во-вторых, он организует действия ребёнка;
- в-третьих, он, поощряя или порицая, контролирует ход выполнения действий ребёнка.
М. И. Лисина одна из первых в психологической науке подошла к изучению общения как особой коммуникативной деятельности. Она в своих трудах дает наиболее полное определение, которое отражает всю психологическую сущность процесса общения : «общение как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Согласно исследованиям М. И. Лисиной, разные стороны общения составляют собой единую психологическую деятельность. Нельзя ограничиваться лишь внешней активностью ребенка, не учитывая внутреннее наполнение (потребности, мотивы, цели и т. д.). Это, в свою очередь, открыло возможность исследовать процесс общения как необходимость связи с окружающими.
Подход к общению как к коммуникативной деятельности у младших дошкольников предусматривает определение особенностей его у детей в двух сферах взаимоотношений: со взрослыми и сверстниками, а также позволяет увидеть роль каждой из них в психическом состоянии и становлении личности ребенка.
Главная потребность малышей – это разнообразие в общении.
Взрослые для них:
- партнеры в играх;
- оценщики навыков, умений и знаний;
- источники познаний;
- образцы для подражания.
Тогда как сверстники для них:
- объект изучения «такой же как я»;
- источник эмоциональной насыщенности;
- соучастник «нестандартности» в поведении.
Такие чувства общности, связи с окружающими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент его социализации.