Светлана Судакова
Формирование системы знаний о растениях у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему
«Формирование системы знаний о растениях у детей 5-6 лет».
В процессе освоения экологических знаний ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли, что позволяет детям творчески применять знания и умения в повседневном общении с природой. За последние годы накоплен определенный экспериментальный и теоретический материал по вопросам формирования системных знаний вообще, и о природе, в частности.
Публикация «Формирование системы знаний о растениях у детей 5–6 лет» размещена в разделах
Особое место в умственном воспитании детей занимает ознакомление с растениями. Мир растений является той областью природы, в которой проявляются основные закономерности: целостность, взаимообусловленность явлений, их изменение и развитие, кроме этого при общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. В исследованиях Б. Н. Боневой, В. Г. Грецовой, Л. Ф. Захаревич, Р. Н. Мурсагудовой, Н. К Постниковой, И. А. Хайдуровой, Н. Е. Хрипач, Т. В. Христовской раскрывается значение растений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. Р. Н. Мурсагулова, Н. А. Хайдурова считают что, растения могут использоваться для развития интеллектуальных умений, так как представляют обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации.
Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы. Однако целостное представление об окружающей ребенка среде невозможно получить без знаний о растительном мире. Растения, которые мы видим на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить детям богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания. К сожалению, многие педагоги сводят знакомство дошкольников с растительным миром к запоминанию сложных названий комнатных растений и рассматривают эти знания как один из «диагностических» признаков экологического образования, положительного отношения ребенка к природе.
Одним из направлений, способствующих становлению целостной картины окружающей среды, может стать формирование у детей представлений о многообразии растительного мира в результате их взаимодействия. К сожалению, анализ научно-педагогической литературы и практики показал, что работа с дошкольниками в этом направлении только начинается. Существуют отдельные занятия и дидактические игры, разработанные такими авторами, как В. Дрязгунова, Г. Лебедева, С. Николаева, Н. Рыжова, однако комплексной программы, работающей в этом направлении еще нет.
Существующее противоречие между необходимостью осуществления формирования у дошкольников представлений о многообразии растений и недостаточным научным и организационно-методическим обеспечением этого процесса обусловило проблему исследования: при каких педагогических условиях осуществление этого процесса будет эффективным.