Петрова Евдокия
Формирование интереса к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Ребенка с раннего возраста привлекают яркие краски и карандаши, он старается рисовать везде, куда падает его взор. Они пытаются отразить в изобразительном искусстве свои впечатления от окружающего их мира.
В работе также представлены, некоторые техники рисования нетрадиционного рисования, их значении в психическом развитии детей для формирования интереса к изобретательной деятельности.
Публикация «Формирование интереса к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, творчество, креативность, формирование интереса детей, дошкольники.
Annotation. A child is attracted to bright colors and pencils from an early age, he tries to draw wherever his gaze falls. They try to reflect their impressions of the world around them in visual art.
The work also presents some drawing techniques of non-traditional drawing, their significance in the mental development of children for the formation of interest in inventive activity.
Key words : non-traditional drawing techniques, creativity, creativity, interest formation of children, preschoolers.
Творческие концепции всегда воспринимаются как односторонние в процессе активного познания мира он продвигает как индивидуума и человечество в целом [5, с. 73].
Известно, что рисование – одно из самых любимейших детских времяпрепровождений, которое прививает в малыше много благотворных свойств, таких как внимательность и самообладание, сосредоточенность, воображение, возможность абстрагировать и многое другое. Все они весьма понадобятся ребёнку в дальнейшей жизни [1, с. 47].
Рисование для ребенка - веселая и интересная задача, не обязательно заставлять его, но очень важно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая ему новые возможности для занятий живописью.
Способность творить, характерна для человека, который не только использует реальность, но и дает возможность изменять ее.
Известный скульптор А. Голубкина: считает что, «. у каждого человека свои руки, глаза, чувства и мысли, которые отличаются от других, и имеет сой неповторимый облик, то и техника не является личной и по своему, уникальной, а также индивидуальной. Воображение, невозможно скопировать. Благодаря ему ребенок высвобождается и проявляет себя в композиции оригинального и личного интерьера с точки зрения таланта и креативности художника»[7, с. 31].
А один из лучших российских психологов А. В. Запорожец думал, что дошкольники должны быть полностью подготовлены к огромным возможностям, если цель дошкольного образования - не ускорить, а обогатить развитие ребенка[7, с. 64].
В свою очередь, педагог и специалист в области художественного воспитания Н. П. Сакулина высказывалась, о том, что при взаимодействии с детьми, нужно искать пути взаимодействия, которая с одной стороны сохранит преимущества детского творчества, а с другой стороны помочь ребенку само выражаться. То есть, по мнению Сакулиной: «На занятии надо использовать разные техники рисования : традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т. п.).
Как известно, дети часто копируют предложенный шаблон. Нетрадиционные методы визуализации позволяют избежать этого. Они стимулируют развитие воображения, креативности, независимости, инициативы и индивидуального самовыражения.
Таким образом, занимаясь изобразительной деятельностью с детьми, необходимо учитывать особенности ребенка. Ведь в дошкольном возрасте, многие способности еще не сформировались у ребенка.
Для того, чтобы развить любовь к изобразительному искусству, рекомендуется пробуждать интерес к рисованию и использовать нетрадиционные методы визуализации с юных лет. С детства сформирована основа творческой натуры [5, с. 86].
Важным условием для формирования интереса ребенка, дать не только простое задание, но и использовать нетрадиционные материалы, также нестандартных изобразительных технологий и методик. Все виды в образовательной деятельности использования нетрадиционных техник, это творческий подход. Необычные материалы и оригинальные технологии привлекает внимание и побуждает интерес детей. При работе с нетрадиционными технологиями, здесь не уместно слово «невозможно», в процессе дети испытывают незабываемые, положительные эмоции[3, с. 65].
У каждой семьи в доме находятся столько всего интересных вещей для творчества детей: зубная щетка, поролон, ватные палочки, различные крышки, пробки и мн. др. А на природе столько всего привлекательного: шишки, цветы, палочки, камешки, листочки. Все это пробуждает и сформировывает интерес ребенка создавать свои собственные образы, проявить самостоятельность в своем творчестве.
Индивидуальный подход к каждому ребенку, создание психологической обстановки, климата доверия, веселых занятий, самостоятельности в творческом решении и задач - важное условие создания творческой атмосферы в группе. Улучшить творческий процесс работой с детьми, а также нетрадиционными приемами, можно с помощью следующих приемов и техник :
1. Эмоциональное настроение. Этот метод предполагает использование музыкального произведения. В образовательном процессе музыка одинаково настраивает детей, успокаивает взволнованных, мобилизует отстающих, активизирует внимание детей.
2. Художественное слово. Завершает, активизирует художественное восприятие картины. Особенно эмоционально дети реагируют на красивые поэтические строки, помогают дошкольникам разобраться в своих чувствах, прежде чем взять кисть и рисовать.
3. Педагогическая драматургия. В образовательном процессе дети часто путешествуют. Путешествие может быть реальным, сказочным или воображаемым. Дети удобно устраиваются на коврике, расслабляются, закрывают глаза, прислушиваются к звукам леса, реки, шуму моря. Педагог помогает представить картину природы, которая привлекает детей, которую они воплотят в своих рисунках.
4. Игра является наиболее важным методом развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направить внимание ребенка на наиболее важные ориентиры-моральные, эстетические. А организация деятельности с использованием нетрадиционных мероприятий, в которых используются нетрадиционные формы рисования, включают творческие, ролевые и драматические игры, дидактические игры и даже игры на свежем воздухе.
В детском саду можно использовать следующие нетрадиционные техники рисования :
- пальцеграфия: рисование пальцами. Метод уже можно использовать в младшей группе детского сада. Одной из разновидностей этого метода является штамп ручной работы, который проводится в старшей и подготовительной группе;
- рисование ладошками — это нетрадиционный способ рисования, который формирует у ребенка представление о свободе художественного самовыражения. Контакт с бумагой и краской вызывает у ребенка интерес и любопытство. Ребенок начинает осознавать, что с помощью собственных ладоней и капли фантазии, можно создать оригинальные изображения.
- штампография (печатка) : эта техника позволяет много раз изображать один и тот же объект и делать его отпечаток разным по составу;
- монотипия: используется гуашь разных цветов и сложенная пополам бумага. С одной стороны сгиба листа рисуется половина круга, вторая сторона прижимается к первой, далее разглаживается. Затем открывается лист;
- набрызг: суть этой методики заключается в опрыскивании капель специальным приспособлением, которое в детском саду может заменить зубную щетку и укладку. Краски нужного цвета разводят в емкости с водой, замачивается, например, старую зубную щетку. Затем, используют острую палочку, которую необходимо провести ею в направлении от себя, тогда получатся разноцветные брызги;
- рисование на мятой бумаге - этот прием интересен тем, что в некоторых местах складки краски на бумаге при рисовании становятся более интенсивными, темными - это называется эффектом мозаики;
- рисование на влажной бумаге : нужно намочить бумагу и положить ее на влажную ткань. Любая картинка может быть нарисована акварельным мелом;
- волшебная нить (ниткография) - берутся окрашенные в разные цвета нити длиной 25-30 см. Пряди распределяют по одной стороне листа, сложенного пополам. После, концы прядей вытягиваются наружу. Половинки листов складываются и прижимаются друг к другу, разглаживают. Затем, не отрывая ладоней от бумаги, правой рукой осторожно тяните одну нить за другой. Затем лист разворачивается;
- рисунок шаблоном (трафарет);
- кляксография: На листе бумаги помещается большое яркое пятно. А трубку для коктейля осторожно выдувают на каплю. Капля поднимается, оставляет след.
- граттаж: это один из способов нарисовать рисунок, поцарапав острым предметом. Плотный лист натирают свечами, затем восковым слоем наносят тушь или черную гуашь с добавлением капель жидкого мыла. Данная методика, описана Г. Н. Давыдовой [4, с. 29].
-рисование ватными палочками - один из необычных видов творчества у дошкольников, его можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это в переводе с французского языка означает «писать по точкам».
- батик: это рисунок на ткани. Предварительно заправленная ткань, проглаженная, натянутая на раму. Рисунок выполняется гуашью или акварелью. Методика, описанная Г. Н. Давыдовой [4, с. 33].
Таким образом, рисование нетрадиционным способом - увлекательное и интересное занятие, которое удивляет и радует ребенка. Работа с различными материалами расширяет круг возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение, развивает фантазию, воображение.
Список использованной литературы
1. Беляева Л. Ю. Изобразительная деятельность как один из факторов развития творчества и всестороннего развития личности ребёнка / Л. Ю. Беляева // Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2018. - № 3 (6). - С. 47-4.
2. Веденина О. В. Нетрадиционные техники рисования для художественно-эстетического развития / О. В. Веденина, Н. В. Макушева, Е. А. Головина // Альманах мировой науки. - 2018. - № 3 (23). - С. 117-11.
3. Гребенщикова Н. Г. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Н. Г. Гребенщикова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 4-1. - С. 65-68.
4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2 / Г. Н. Давыдова – Москва: Скрипторий 2003, 2008. - 88 с.
5. Казакова, Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова, Е. М. Седова, Т. И. Сайганова. – Москва: Сфера, 2020. – 128 с.
6. Мова А. Н. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства / А. Н. Мова // Общество. - 2020. - № 1 (16). - С. 7- 9.
7. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. - Санкт-Петербург: КАРО, 2016. - 96 с.
8. Самотоева Н. А. Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста / Н. А. Самотоева // Преемственность в образовании. - 2019. - № 23(10). - С. 179- 182.