Газетова Илона Зауриевна
Консультация «Артикуляционная гимнастика в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: Артикуляционная гимнастика в детском саду.
Подготовила: Тордия. И. З.
Все мы хотим слышать правильную чистую речь наших воспитанников. Для того, чтобы формировать правильное звукопроизношение у детей, начиная с младших групп, нам необходимо тренировать мышцы языка.
Язык - это мышечный орган, который состоит из 16 мышц, покрытых слизистой оболочкой, всю его толщу пронизывают кровеносные сосуды.
Публикация «Консультация „Артикуляционная гимнастика в детском саду“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Но, постепенно, в процессе сосания, глотания, крика, гуления, лепета, мышцы языка начинают укрепляться.
Когда малышу вводят первый прикорм, пищу более густую, чем молоко, тогда ребенок начинает активно сглатывать, укрепляется небно-глоточное кольцо. Язык ребенка уходит в полость рта и занимает там привычное для нас физиологическое положение: край языка находится за нижними зубами, а тело языка прижимается к небу. Благодаря этому, в речи ребенка появляются первые слова, и речь начинает активно развиваться.
Язык, губы, зубы, гортань, голосовые связки – создают наш артикуляционный аппарат, с помощью которого мы говорим.
Центр управления речью находится в коре головного мозга в центре Брока, а за восприятие речи на слух отвечает центр Вернике. Центр Брока также управляет всеми моторными процессами: общей, мелкой моторикой, и речью. Вот почему, если у ребенка сильно нарушена речь, то, как правило, страдает и координация движений, и имеются нарушения моторики пальцев рук.
Сегодня мы поговорим о тренировке мышц артикуляционного аппарата.
Для этого существует артикуляционная гимнастика.
Это комплекс упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата.
Ее цель - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
В процессе речи происходит постоянно быстрая смена движений языка, губ, гортани. Они доведены до автоматизма, поэтому мы не фиксируем их. У детей же эти движения находятся в стадии развития, формирования, поэтому и возникают речевые нарушения.
Статические упражнения - органы артикуляции принимают определенное положение и фиксируют его под счет. Например: упражнение «Бегемотик» - широко открыть рот и поддержать под счет до 5.
Динамические упражнения - подразумевают смену определенных положений губ, языка. Например: упражнение «Качели» - улыбнуться, широко открыть рот, поднимать широкий язык за верхние зубы и опускать за нижние.
Этот комплекс можно проводить с детьми разного возраста, со старшими и средними дошкольниками, и с малышами.
Важно помнить о том, что артикуляционная гимнастика является довольно-таки трудным видом деятельности, поэтому проводить ее лучше в форме игры, либо сопровождая каждое упражнение показом специальных картинок, чтением стихов.
На начальных этапах, педагог может выбрать несколько простых упражнений, разучить их с детьми, представив их в виде сказки, истории о Язычке, который живет в домике-ротике и о приключениях, которые с ним происходят.