Клара Кузнецова
Методическая разработка «Мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: МНЕМОТЕХНИКА-
современная педагогическая технология.
Подготовила воспитатель ГБДОУ№ 82:
Кузнецова К. В.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей : "Речевое развитие ", "Познавательное развитие ", "Социально-коммуникативное развитие ", "Художественно-эстетическое развитие ", "Физическое развитие ".
Публикация «Методическая разработка „Мнемотехника“» размещена в разделах
На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь (как наиболее масштабную задачу). Речь выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни, она помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности.
Суть мнемотехники заключается в следующем на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника помогает развивать :
-Ассоциативное мышление
-Зрительную и слуховую память
-Зрительное и слуховое внимание
-Воображение
-Связную речь
-Мелкую моторику рук
Мнемотехника строится от простого - к сложному:
• Мнемоквадраты;
• Мнемодорожки;
• Мнемотаблицы.
Этапы работы с мнемотаблицей :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме, или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.)
4 этап: Графическое изображение.
Требования предъявляемые к стихотворениям для малышей:
1. Простота и четкость ритма.
2. Краткость самого стихотворения и отдельных строк.
3. Простота и ясность знакомых детям образов.
4. Отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действительности.
Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Результат использования мнемотехники у детей :
-расширяется круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Где можно использовать мнемотаблицы?
-Обогащение словарного запаса
-Обучение пересказу
-Составление рассказов
-Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок
-Отгадывание загадок.
Составление рассказа на тему «Весна» с использованием мнемосхем.
Цель: Развивать связную речь.
Образовательные задачи: продолжать учить детей составлять предложения из 2, 3, 4 слов по схеме; преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) ; закрепить знания детей о характерных особенностях весны с помощью условных обозначений на мнемотаблице.
Развивающие задачи: развивать мелкую моторику рук, основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
Воспитательные задачи: воспитывать умение внимательно слушать рассказ своих товарищей, дополнять ответы.
Оборудование: магнитная доска, опорные картинки, мнемодорожки (на каждого ребенка) .
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
2. Составление воспитателем текста и демонстрация опорных картинок.
Мнемотехника в детском саду
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Как применять мнемотехнику в детском саду?
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Примеры мнемотехники
1. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
2. Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.