Анастасия Веденькина
Мнемотаблицы как средство развития логического мышления у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотаблицы как средство развития логического мышления у старших дошкольников
Обучение детей старшего дошкольного возраста разнообразным мыслительным операциям требуется для развития их логического мышления. Именно мыслительные операции при определенных условиях могут стать способами логического запоминания. Так, например, М. В. Глотовой исследовался уровень развития логического мышления у старших дошкольников и было сделано предположение (нашедшее подтверждение, что применение мнемотаблиц на занятиях способствует развитию логического мышления, представляющего собой мыслительный процесс. При этом процессе ребёнок использует логические понятия и конструкции, для которых свойственна доказательность, рассудительность, и целью которых является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок. [2, с. 30].
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логическое мышление
- Логическое мышление. Консультации для педагогов
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Мнемотаблица является наглядным схематичным изображением определённой информации, когда речь идё т о: рассказах, стихотворениях, загадках, скороговорках, алгоритме действий и т. д. Материал, представленный в наглядном виде, является более простым в плане его восприятия детьми старшего дошкольного возраста. В связи с этим, применение мнемотаблиц на занятиях даёт возможность детям более продуктивно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста, формулируя задачи развития логического мышления, мнемотаблицы целесообразно применять в следующих основных направлениях:
– при изображении последовательности определенных процессов (в качестве примера можно привести мытьё рук, одевание, сервировку стола). Дети, как правило, сталкиваются с трудностями при запоминании всей последовательности действий, придуманной взрослыми. В связи с этим, при развитии логического мышления, каждый раз, подходя к умывальнику, шкафчику с вещами или при намерении помочь в сервировке стола к обеду, наглядные картинки дают возможность старшим дошкольникам с лёгкостью воспроизводить этапы;
– при составлении рассказов по мнемотаблицам (происходит освоение ими знаний об окружающем мире, специфике природных объектов и т. д.). Деятельность в этом направлении выстраивается по следующим стадиям:
1) рассматриваются таблицы и разбирается то, что на них изображено;
2) стадия перекодирования информации, т. е., происходит преобразование из символов в образы;
3) по завершении перекодирования дети пересказывают текст с акцентом и упором на символы (образы, иными словами, происходит отработка метода запоминания;
– при развитии логического мышления мнемотаблицы могут применяться с целью заучивания стихотворений: воспитателем зачитывается стихотворение, после этого происходит обсуждение с дошкольниками его содержания, сути и повторное прочтение. Затем требуется разобрать с дошкольниками те зрительные символы, которые применимы и соответствуют данному стихотворению, и прочитать его по смысловым абзацам, чтобы выбрать к ним определенный знак, символ либо картинку. После этого дошкольники зарисовывают в тетрадях схемы опорных сигналов (в последующем, дети рассматривают и сравнивают данные схемы, а также рассказывают по ним друг другу стихотворение). Наконец, воспитатель ещё раз читает стихотворение с акцентом на схему. Если есть возможность, рекомендуется создавать схемы на большем формате посредством компьютерных технологий для повторного применения.
По замечанию Т. В. Шульги, сущность мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово либо маленькое словосочетание придумывается определённая картинка (изображение) : таким образом, весь текст зарисовывается в виде схемы. Глядя на данные схемы-рисунки, дошкольник быстро и без труда запоминает информацию, логически ею оперирует. Всё нарисованное должно быть понятно дошкольникам. На наш взгляд, можно утверждать, что мнемосхемы являются средством не только для запоминания, но и для последующего оперирования тем, что запомнилось (логические взаимосвязи) [4].
Как отмечают Л. В. Масленникова, Л. К. Дяглева, Л. Р. Зиннатуллина, З. Р. Хайдарова, будучи общим приемом изучения действительности, процесс моделирования и, в частности, мнемотаблицы, позволяют результативно формировать такие приемы умственной деятельности старших дошкольников, как классификация; способность сравнивать; способность анализировать; синтез; способность обобщать; абстрагирование; индуктивные способы рассуждений; дедуктивные способы рассуждений [3]. Это, в свою очередь, стимулирует в перспективе интенсивное развитие логического мышления.
Как отмечает Т. И. Гетьман, самый лучший вариант, когда мнемотаблицы «рождаются» на глазах у дошкольников. «Педагог при вторичном чтении произведения рисует (либо выставляет на наборное полотно готовые) картинки-подсказки, опираясь на которые, дети будут пересказывать сказку или рассказывать стих. Если на занятии применяется готовая мнемотаблица либо опорные рисунки, то рекомендуется их выставлять в порядке очередности, а не предлагать дошкольникам всю таблицу сразу» [1, с. 185].
Итак, овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, ориентированные на:
– развитие базовых психических процессов у старших дошкольников : память, внимание, логическое мышление;
– перекодирование информации, то есть, происходит преобразование абстрактных символов в образы.
Таким образом, при работе со старшими дошкольниками мнемотаблицы позволяют не только обучать пересказу, составлению рассказов и заучивать наизусть, но и выступают в качестве дидактического материала по развитию логического мышления, а также в роли средства пополнения лексикона и развития речи, содействуют развитию и закреплению мелкой моторики рук.
Список источников:
1. Гетьман, Т. И. Формирование психических функций дошкольников посредством наглядного моделирования [Текст] // Дошкольное образование России и Китая: новые грани сотрудничества. Сборник материалов международной научно-методической конференции. – Благовещенск: 2017. – С. 181-188.
2. Глотова, М. В. Использование мнемотаблиц как средства развития логического мышления старших дошкольников [Текст] // Проблемы теории и практики психологии развития. Материалы II региональной научно-практической конференции. Под ред. О. О. Гониной. – Тверь: 2015. – С. 27-30.
3. Масленникова, Л. В. Использование технологии наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Масленникова, Л. К. Дяглева, Л. Р. Зиннатуллина, З. Р. Хайдарова // Современные тенденции в образовании: новые педагогические технологии и электронные средства обучения. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: 2017. – С. 211-235.
4. Шульга, Т. В. Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ (из опыта работы) [Текст] // Дошкольное образование : опыт и перспективы развития. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: 2017. – С. 102-107.