Приложение МААМ

Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в ДОУ

Голевко Елена Анатольевна
Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

В статье рассматривается внедрение логопедической ритмики, как здоровьесберегающей технологии в процесс музыкального образования в дошкольном учреждении. Раскрывается структура музыкального занятия, методы, средства работы с детьми дошкольного возраста, которые позволяют в увлекательной форме решать задачи как музыкального, так и задачи по развитию речи и коррекции речевых нарушений.

Ключевые слова

Публикация «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в ДОУ» размещена в разделах

Логопедическая ритмика, здоровьесберегающие технологии, коррекционная методика, музыкальная деятельность, речевая деятельность, речедвигательная система.

При высокой двигательной активности ребенка, речь развивается значительно лучше и быстрее, так как формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях, и способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный ритм дыхания, темп речи, развиваются речевой слух, речевая память.

Огромными возможностями в развитии речи детей, становлении социальных и коммуникативных навыков, коррекции поведения, обладает логопедическая ритмика. В её основе лежит воздействие тремя основными средствами развития детей – речь, музыка, движения. Это основные критерии эффективной логоритмической работы в дошкольном возрасте.

Логопедическая ритмика способствует преодолению основных видов нарушений речи: от легких форм нарушения звукопроизношения до тяжелых форм речевых дефектов, и позволяет корректировать поведение ребенка.

Большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за письмо, чтение, счет "отвлекает" его от других необходимых нюансов психомоторного развития мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. Именно логоритмика помогает малышу развиваться постепенно и в соответствии с возрастом.

Развитие движений в сочетании с речью и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.

Логопедическая ритмика — это коррекционная методика воспитания и обучения лиц с различными аномалиями в развитии, она является частью лечебной ритмики, которая базируется на использовании связи движения, слова и музыки.

Логоритмика — это система двигательных упражнений, в которых сочетаются движения с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, где происходит преодоление сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Укрепляется костно — мышечный аппарат, развивается дыхание, сенсорные функции, осанка, чувство равновесия, грация движений.

Благодаря особенностям логопедической ритмики создаются :

1. благоприятные условия для тренировки процесса возбуждения или торможения у детей с речевой патологией;

2. благотворное влияние на детей за счет точной дозировки раздражителей: ритма, темпа, динамики музыки и слова;

3. возможность выявить коллективный или индивидуальный ритм детей, позволяющий установить во всем многообразии мимико-двигательных проявлений соответствие ритма оптимальному ритму детей определенного возраста;

4. усовершенствование и упорядочивание протекающих двигательных, ритмических процессов у человека, развивающих способность к сосредоточению;

5. соответствие требованиям каждой развивающей или реабилитационной методики и сообразно ей меняет содержание и творческий подход;

6. возможность учитывать особенности возраста детей с точки зрения осознания упражнений.

Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем коррекции и развития речевых и неречевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внутренней и внешней среды. Логоритмика служит целью нормализации речи и двигательных функций, объединяя как работу по коррекции моторики, так общевоспитательные и психотерапевтические мероприятия.

Задачи логопедической ритмики определяется как оздоровительные, коррекционные, воспитательные, образовательные (познавательные).

В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и выполнять двигательные упражнения.

Наглядные методы обеспечивают яркость двигательных ощущений и чувственного восприятия.

Практические методы обеспечивают проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются соревновательный и игровой методы.

Средства реализации логоритмических занятий :

1. Музыкально-двигательные средства: упражнения на регуляцию мышечного тонуса, упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, упражнения на развитие дыхания, упражнения с элементами танцев, упражнения на развитие чувства темпа, ходьба, заключительные упражнения.

2. Двигательно-речевые средства: упражнения на развитие фонационного дыхания, упражнения на развитие голоса, упражнения на развитие координации движений и речи, упражнения на развитие артикуляции и дикции, упражнения на развитие речевого внимания, упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пение, речевые упражнения.

Логоритмические занятия проводятся с первой младшей группы, что дает возможность для раннего выявления нарушений речи.

Занятия отличаются вариативностью и не регламентированы строго по времени. Педагог может заменить какую-либо часть занятия упражнениями артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей, возможно изменение игрового материала, использование знакомых стихотворений, чистоговорок и т. п.

В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды речевой и музыкальной деятельности, подчиненные одной цели — формирование правильного звукопроизношения.

Построение занятий в форме игр, игровых упражнений, сказок, позволяет организовать доброжелательность в общении, побуждают каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, активизирует речь, поддерживает познавательный интерес. В результате лучше усваиваются знания.

Неотъемлемой частью таких занятий являются:

- артикуляционные упражнения, направленные на совершенствование подвижности органов артикуляции,

- чистоговорки для дифференциации и автоматизации звуков,

- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук,

- упражнения на развитие общей моторики,

- вокально-артикуляционные упражнения, для развития певческих данных и дыхания,

- упражнения на релаксацию и многое другое.

Важными теоретическими основаниями логоритмической практики являются принципы проведения занятий: специфические и общедидактические.

Под влиянием регулярного включения логоритмических упражнений у детей происходит положительная динамика речедвигательной, дыхательной, сердечно-сосудистой, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально — волевых качеств личности.

Главный принцип достижения эффективности в работе — индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

Регулярное включение в музыкальные занятия элементов логоритмики способствует быстрому развитию музыкальности и речи, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Слово, музыка и движение - это три кита, на которых основывается гармоничное интеллектуальное, психическое и музыкальное развитие ребенка.

Публикации по теме:

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016–2017 учебный год для воспитанника 7 группы План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016-2017 учебный год для воспитанника 7 группы А. Максима Добрый день, уважаемые,.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы на 2015–2021 год для воспитанников 6 группы Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД 6 группы План составлен в соответствии с воспитательными программами, составленными и утверждёнными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в ДОУ
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 15:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Голевко Елена Анатольевна (УИ 3047093) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД