Голевко Елена Анатольевна
Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Аннотация
В статье рассматривается внедрение логопедической ритмики, как здоровьесберегающей технологии в процесс музыкального образования в дошкольном учреждении. Раскрывается структура музыкального занятия, методы, средства работы с детьми дошкольного возраста, которые позволяют в увлекательной форме решать задачи как музыкального, так и задачи по развитию речи и коррекции речевых нарушений.
Ключевые слова
Публикация «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в ДОУ» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Логопедическая ритмика, здоровьесберегающие технологии, коррекционная методика, музыкальная деятельность, речевая деятельность, речедвигательная система.
При высокой двигательной активности ребенка, речь развивается значительно лучше и быстрее, так как формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях, и способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный ритм дыхания, темп речи, развиваются речевой слух, речевая память.
Огромными возможностями в развитии речи детей, становлении социальных и коммуникативных навыков, коррекции поведения, обладает логопедическая ритмика. В её основе лежит воздействие тремя основными средствами развития детей – речь, музыка, движения. Это основные критерии эффективной логоритмической работы в дошкольном возрасте.
Логопедическая ритмика способствует преодолению основных видов нарушений речи: от легких форм нарушения звукопроизношения до тяжелых форм речевых дефектов, и позволяет корректировать поведение ребенка.
Большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за письмо, чтение, счет "отвлекает" его от других необходимых нюансов психомоторного развития мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. Именно логоритмика помогает малышу развиваться постепенно и в соответствии с возрастом.
Развитие движений в сочетании с речью и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.
Логопедическая ритмика — это коррекционная методика воспитания и обучения лиц с различными аномалиями в развитии, она является частью лечебной ритмики, которая базируется на использовании связи движения, слова и музыки.
Логоритмика — это система двигательных упражнений, в которых сочетаются движения с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, где происходит преодоление сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Укрепляется костно — мышечный аппарат, развивается дыхание, сенсорные функции, осанка, чувство равновесия, грация движений.
Благодаря особенностям логопедической ритмики создаются :
1. благоприятные условия для тренировки процесса возбуждения или торможения у детей с речевой патологией;
2. благотворное влияние на детей за счет точной дозировки раздражителей: ритма, темпа, динамики музыки и слова;
3. возможность выявить коллективный или индивидуальный ритм детей, позволяющий установить во всем многообразии мимико-двигательных проявлений соответствие ритма оптимальному ритму детей определенного возраста;
4. усовершенствование и упорядочивание протекающих двигательных, ритмических процессов у человека, развивающих способность к сосредоточению;
5. соответствие требованиям каждой развивающей или реабилитационной методики и сообразно ей меняет содержание и творческий подход;
6. возможность учитывать особенности возраста детей с точки зрения осознания упражнений.
Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем коррекции и развития речевых и неречевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внутренней и внешней среды. Логоритмика служит целью нормализации речи и двигательных функций, объединяя как работу по коррекции моторики, так общевоспитательные и психотерапевтические мероприятия.
Задачи логопедической ритмики определяется как оздоровительные, коррекционные, воспитательные, образовательные (познавательные).
В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и выполнять двигательные упражнения.
Наглядные методы обеспечивают яркость двигательных ощущений и чувственного восприятия.
Практические методы обеспечивают проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются соревновательный и игровой методы.
Средства реализации логоритмических занятий :
1. Музыкально-двигательные средства: упражнения на регуляцию мышечного тонуса, упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, упражнения на развитие дыхания, упражнения с элементами танцев, упражнения на развитие чувства темпа, ходьба, заключительные упражнения.
2. Двигательно-речевые средства: упражнения на развитие фонационного дыхания, упражнения на развитие голоса, упражнения на развитие координации движений и речи, упражнения на развитие артикуляции и дикции, упражнения на развитие речевого внимания, упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пение, речевые упражнения.
Логоритмические занятия проводятся с первой младшей группы, что дает возможность для раннего выявления нарушений речи.
Занятия отличаются вариативностью и не регламентированы строго по времени. Педагог может заменить какую-либо часть занятия упражнениями артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей, возможно изменение игрового материала, использование знакомых стихотворений, чистоговорок и т. п.
В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды речевой и музыкальной деятельности, подчиненные одной цели — формирование правильного звукопроизношения.
Построение занятий в форме игр, игровых упражнений, сказок, позволяет организовать доброжелательность в общении, побуждают каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, активизирует речь, поддерживает познавательный интерес. В результате лучше усваиваются знания.
Неотъемлемой частью таких занятий являются:
- артикуляционные упражнения, направленные на совершенствование подвижности органов артикуляции,
- чистоговорки для дифференциации и автоматизации звуков,
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук,
- упражнения на развитие общей моторики,
- вокально-артикуляционные упражнения, для развития певческих данных и дыхания,
- упражнения на релаксацию и многое другое.
Важными теоретическими основаниями логоритмической практики являются принципы проведения занятий: специфические и общедидактические.
Под влиянием регулярного включения логоритмических упражнений у детей происходит положительная динамика речедвигательной, дыхательной, сердечно-сосудистой, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально — волевых качеств личности.
Главный принцип достижения эффективности в работе — индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
Регулярное включение в музыкальные занятия элементов логоритмики способствует быстрому развитию музыкальности и речи, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Слово, музыка и движение - это три кита, на которых основывается гармоничное интеллектуальное, психическое и музыкальное развитие ребенка.