Ирина Пецык
Профессиональные компетенции педагога в инклюзивном дошкольном учреждении
Профессиональные компетенции педагога в инклюзивном дошкольном учреждении
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка независимо от его особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья – это цели, на достижение которых направлен Государственный стандарт дошкольного образования.
Публикация «Профессиональные компетенции педагога в инклюзивном дошкольном учреждении» размещена в разделах
Одним из приоритетных направлений государственной политики России на современном этапе становится инклюзивное образование. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» было введено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27).
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию дефицитов в их развитии. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Этот процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне.
Для того чтобы действительно произошло включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ, необходимо, прежде всего, изменить взгляд педагогов на процесс обучения и воспитания. Чаще всего в педагогической практике мы стараемся нивелировать особенности детей, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности детей-инвалидов нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить равные права, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Такой подход к процессу обучения и воспитания предполагает не искусственное включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Создание инклюзивного образовательного пространства невозможно без творческого вклада всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей, социальных партнёров. В связи со сложностью организации инклюзивного ДОУ актуальным становится вопрос о готовности учреждения, педагогического коллектива, родителей и воспитанников к включению детей с особыми потребностями в единый образовательный процесс.
Готовность учреждения в целом и педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста - условие успешного осуществления инклюзивного образования детей дошкольного возраста, динамическое, интегративное профессионально-личностное образование, характеризующееся наличием установки, предполагающей активную предрасположенность и потребность педагога в осуществлении инклюзивного образования детей дошкольного возраста, проявляющееся в наличии и мобилизации специальных знаний, умений и навыков.
В настоящее время лишь незначительное количество дошкольных учреждений готово к переосмыслению учебных программ детских садов, перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей независимо от состояния здоровья. Условия, которые есть на сегодняшний день в детских садах, не достаточны для инклюзии : отсутствие нормативной базы, слабое материально-техническое оснащение, но, самое главное, недостаточно квалифицированные кадры, отсутствие специалистов, умеющих оказать помощь детям с разными потребностями.
На сегодняшний день ресурсом для становления инклюзивного образования могут быть специализированные детские сады или детские сады комбинированного вида, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
В таких детских учреждениях есть специальные педагоги, созданы условия и опробованы методики, учитывающие индивидуальные особенности детей.
Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования можно определить через 2 основных показателя: профессиональную готовность и психологическую готовность.
Профессиональная готовность включает в себя:
• информационную готовность;
• владение педагогическими технологиями;
• знание основ психологии и коррекционной педагоги
• готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;
• знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями развития;
• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.
Психологическая готовность – это, прежде всего:
• эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии
• готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность и взаимодействие
• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью;
Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития детей, обладающая способностью совместно решать проблемы и задачи успешного образования детей с разными потребностями.
Помимо обладания большим количеством научных знаний и практических умений, педагог должен быть эмоционально устойчивым и крепким человеком.
Проанализировав специальную литературу, наблюдая за педагогами нашего детского сада, были выделены следующие профессиональные компетенции работников инклюзивных детских учреждений.
Гностическая компетенция предполагает, что воспитатель знает нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику, психологические теории развития детей, в том числе и детей с ОВЗ, основы специальной педагогики и психологии, основы общей педагогики, основы возрастной и педагогической психологии, методики и технологии обучения и воспитания детей, в том числе и детей с ОВЗ.
Деятельностная компетенция предполагает, что воспитатель определяет особенности детей с ОВЗ и разрабатывает в составе психолого-медико-педагогического консилиума адаптированную образовательную программу; определяет педагогические средства достижения образовательных целей и задач (методы, приемы, технологии) в соответствии со спецификой развития детей; определяет предметно-развивающую среду, на базе которой будет происходить решение образовательных задач в соответствии со спецификой развития детей; организует образовательную деятельность в соответствии со спецификой развития детей; осуществляет анализ организованной им образовательной деятельности.
Способность работать в междисциплинарной команде специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности; умение организовывать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых; способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности предполагает коммуникативная компетенция.
В рамках коммуникативной компетенции находятся и умение помочь детям в новой ситуации (эмоциональной, поведенческой, когнитивной) в разрешении конфликтов, и способность организовать конструктивное взаимодействие с родителями, выстраивание партнерских отношений с родителями, чтобы обеспечить оптимальную поддержку для удовлетворения потребностей, возникающих у детей в процессе обучения и развития.
Профессиональное развитие предполагает, что воспитатель повышает уровень педагогических знаний, осуществляет демонстрацию своих занятий и их критическое обсуждение;
- способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения;
Для того чтобы наиболее эффективно использовать педагогические ресурсы при работе в инклюзивных группах в детских садах должен проводится тщательный отбор кадров. По результатам анкетирования педагогов МБДОУ №33, мы пришли к выводу, что воспитатели групп компенсирующей и комбинированной направленности лучше знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии, знают специфику работы с детьми с ОВЗ разных категорий, принимают детей с ОВЗ, демонстрируют большую готовность к работе в инклюзивной практике, имеют опыт работы в составе психолого-медико-педагогического консилиума, знают, какими способами организовать образовательную деятельность детей с ОВЗ, а воспитатели групп общеразвивающей направленности имеют ограниченный объём знаний о детях с особыми образовательными потребностями. В связи с этим большая работа ведётся для расширения знаний о детях с ограниченными возможностями здоровья именно среди этой категории воспитателей. Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов происходит непрерывно. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности направлено на повышение профессиональной компетентности работников и профилактику синдрома эмоционального выгорания. В детском саду проходят тренинги и консультации для педагогов, организуется работа методических мастерских, в которых в живом общении мы можем поговорить, поделиться опытом и трудностями.
Можно выделить три направления результативности работы в инклюзивном пространстве ДОУ : результаты социального характера, психологического характера и результаты педагогического характера. Все эти результаты: и обогащение коммуникативного и нравственного опыта, и исключение формирования чувства превосходства или неполноценности, и активизация когнитивного и личностного развития являются важными для педагогов инклюзивного ДОУ.
Таким образом, наличие в группах массового дошкольного учреждения ребенка с нарушенным слухом или другими особенностями развития требует особого внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение. Не каждый педагог, воспитатель, просто человек готов к работе с инвалидами. Но, не смотря на все условия и трудности, самое главное — заинтересованность воспитателя группы в работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание особенного ребёнка в дошкольном учреждении интересным и полезным для него.