Снежана Ионина
Семинар-практикум «Компетентностный подход в дошкольном образовании. Компетентность в области личностных качеств»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд №1)
1часть Теоретическая
Тема нашего заседания: «Компетентностный подход в ДО. Компетентность в области личностных качеств».Почему именно эта тема так злободневна и почему именно о личностных качествах пойдет речь в первую очередь мы узнаем в течение нашего с вами разговора.
Перед современным образованием стоит целый ряд новых задач. Но главной целью образовательного процесса на всех уровнях образования провозглашается воспитание творческой, самоактуализирующейся личности, признание важности процесса саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития,учет мотивов и потребностей всех участников образовательного процесса. Все это является частью гуманизации образовательного процесса, которая так активно провозглашается в последнее время.
Публикация «Семинар-практикум „Компетентностный подход в дошкольном образовании, Компетентность в области личностных качеств“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Вся сложность реализации этой модели связана с трудностями в формулировании конкретных методических указаний и практических рекомендаций,т. к. речь идет о таком понятии как гуманизм.
Именно поэтому определяющим звено в системе гуманной педагогики является личность воспитателя. Каждый педагог выбирает формы и методы работы с детьми в соответствии со своим мировоззрением, уровнем культуры, по-своему видит требования и запросы современного общества и приоритетные задачи, стоящие перед ним. Каких бы взглядов не придерживался педагог,определяющим фактором воспитания дошкольника является его личность. И поэтому важнейшей задачей повышения компетентности воспитателя становится помощь в нахождении путей саморазвития, поддержка самоактуализации. Важным источником личностного и профессионального роста становится не только и не столько информирование о новых тенденциях в развитии ДО, сколько помощь в осмыслении собственного опыта и устремлений.
Новые актуальные требования в системе образования меняют роль и функции педагога. Необходимо отходить от «Педагогики формирования», от постоянного давления и воздействия на ребенка и заменить все это на совместное бытие с детьми, содружество взрослого и ребенка, наполненного интересными событиями, занимательными делами, продуктивным общением.
В дошкольном возрасте,как вам известно, формируется личность человека, дети получают базовый комплекс ключевых компетенций,которые им будут необходимы в жизни. Во многом от того как они проживут детство, будет зависеть их успешность и мобильность в будущем. По определению А. Н. Леонтьева это «период первоначального склада личности» В этот период ребенок приобретает первые знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки привычного поведения, формируется характер. Все,что ребенок осваивает в возрасте до 6 лет навсегда впитывается в его сознание.
Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач и функций, востребованных современным обществом.
(слайд №2 «Личные и профессиональные качества воспитателя»)
На фоне обновления содержания, принципов построения образовательного процесса, внедрения различных моделей организации обучения дошкольников углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей. На практике это выражается преобладанием в работе ДОУ учебной модели, неумением организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, построить субъект- субъектные отношения с воспитанниками и их родителями, подобрать формы и методы воспитания, обучения,развития дошкольников в соответствии с принятыми целями образования.
Теперь уже понятна важность и необходимость рассмотрения темы нашего семинара.
Уже несколько раз прозвучало слово «Компетентность».В рамках подготовки к семинару воспитатели получили задание найти разные трактовки понятия «компетентность». Давайте послушаем ваши варианты (выступают несколько воспитателей)
-Я тоже приготовила несколько вариантов понятия.
(Слайд№3 «Тезаурус»)
-Что по -вашему объединяет все эти трактовки? (Ответы воспитателей)
Решить проблему повышения компетентности педагогов в вопросах воспитания дошкольников можно организовав обучение и самообразование воспитателей по 6 основным направлениям, которые соответствуют базовым компетентностям педагога
(слайд №4 «Шесть основных компетентностей»)
-Как вы видите каждая из перечисленных компетентностей в отдельности может стать отдельной темой для семинара, педсовета или самообразования.
Но так как после всего выше сказанного мы сошлись на мнении, что решающим фактором воспитания дошкольника является личность педагога, сегодня мы поговорим о компетентности в области личностных качеств.
-Какие же личностные качества воспитателя на ваш взгляд являются определяющими? (ответы воспитателей)
(Слайд №5 «Компетентность в области личностных качеств»)
Важным показателем профессионализма является его общая культура, уровень интеллигентности, ,которые определяются «сочетанием жизненных установок и ценностных ориентаций, культурой речи и культурой межличностных отношений, приверженность к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, свободе» Важное место в современном мире занимают такие качества как толерантность и нравственность.
Рассмотрим каждое личностное качество отдельно. В основе эмпатийности лежит понятие эмпатия.
Эмпатия – это расположенность к сопереживанию, способность поставить себя на место другого, точно определить эмоциональное состояние другого человека, понять его внутренний мир, бережно относиться к нему.
Социорефлексия - это стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, учет представлений о том, как тебя воспринимают другие люди, умение «видеть себя их глазами».
(Слайд №6 «Параметры эмпатийности и социорефлексии»)
(Слайд №7 «Самоорганизованность»)
(Слайд №8 «Общая культура и интеллигентность»)
2часть Практическая.
Тренинг по повышению компетентности в области личностных качеств.
Тренинг «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»
(Слайд№9 «Цели и задачи тренинга»)
Упражнение «Общий ритм»
Цель: Повысить сплоченность группы
Процедура проведения:
Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий рядом делает один хлопок, за ним –другой и т. д. Должно создаваться впечатление, что хлопает один человек,а не вся группа.
Мозговой штурм «Перевод слова «Толерантность» на русский язык»
Цель: Познакомить участников со значением слова «Толерантность»
Процедура проведения:
Участники делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе следует выработать свое определение толерантности, включить туда те понятия, которые являются сущностью этого определения. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждение один из участников знакомит с этим определением.
Обсуждение:
• Что отличает каждое определение?
• Есть ли что-то,что объединяет какие-то из предложенных определений?
• Какое на ваш взгляд наиболее удачно?
Каждое из ваших определений выявило какую-нибудь из граней понятия, оно многогранно. А я предлагаю вам перевод этого определения с разных языков.
(слайд №10 «таблица понятий»)
Тренинг «Как быть толерантным в общении» (как выйти из конфликтной ситуации)
Цель:Познакомить участников с вариантами выхода из конфликтных ситуаций.
Вступительное слово ведущего. слайд №11)
Задание №1 «Магическая формула»
Пример ситуации:Мама отчитала сына при его друзьях за то, что он поздно пришел домой.
Схема выхода из ситуации: С-Ч-Б-Д
С (ситуация)- начни разговор с конкретного и точного описания ситуации
Ч (чувства) - вырази чувства, возникшие у тебя
Б (будущее) -скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил
Д (действие) –скажи, как ты поведешь себя в случае, если человек изменит поведение
Ведущий делит на пары, раздает ситуации на листочках и предлагает их разрешить с помощью магической формулы.
Задание №2 Варианты разрешения конфликтов
(Слайд №12 ,№13 схемы разрешения конфликтов в конфликтологии)
Ведущий предлагает каждой группе вариант конфликтной ситуации. Участники определяют в каком случае как был решен конфликт и делают общий вывод,что наиболее позитивным решением является СОТРУДНИЧЕСТВО
Задание №2 Наш выбор
Рассматриваются примеры этих же конфликтных ситуаций, но с опорой на слайд и таблицу «Отличительные черты толерантного и интолерантного человека»
(слайд №14)
Рефлексия. Упражнение «Апплодисменты»
Цель:Осмысление проделанной работы,повышение самооценки улучшение настроения участников группы.
Процедура проведения:
Участники в кругу. Ведущий просит встать тех,кто обладает определенными качествами толерантного человека. Участники встают,остальные аплодируют. Если встают все, то и аплодировать предлагается всем.
Обсуждение:
Участники делятся впечатлениями. Рассказывают о настроении, чувствах,отвечая на вопросы ведущего.
1. Что вы сейчас чувствуете? Как настроение?
2. Помогли вам наши упражнения лучше разобраться в теме нашего семинара?
3. Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?
4. Что показалось вам наиболее неожиданным,новым,интересным?