Игнатенко Олеся
Лепка как средство развития творческих способностей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка как средство развития творческих способностей дошкольного возраста.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики. Очень важно его формировать у ребёнка с самого раннего возраста, потому что наша действительность требует от воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Поэтому педагогам требуется развивать в детях любознательность, смышленость, находчивость, инициативу, фантазию, воображение. Изобразительная деятельность здесь выступает как основное средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Лепка как средство развития творческих способностей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Лепка – одно из древнейших видов искусства, который направлен на придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, и друг.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. [1, c.104] «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - писал В. А. Сухомлинский [5].
В настоящее время, лепка является одним из самых распространенных видов творческой деятельности. Он незаменим для детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте особый акцент в развитии детей делается на мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Следовательно, и процесс обучения, и процесс социализации ребенка проходят более успешно [3].
Действительно, лепка способствует многому : и развитию зрительного восприятия, и памяти, и образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Она формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. В процессе лепки у детей дошкольного возраста развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке.
Перед педагогом ставятся задачи: развитие детского творчества, обогащение детей дошкольного возраста изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.
Лепка предоставляет широкие возможности для развития творческой активности детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что специфика занятий лепкой требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работой мысли, воображения, самостоятельности; с другой стороны, для занятий лепкой характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию) [6, с. 103].
Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, а воспитатель является его наставником в формировании его творчества. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую творческую личность. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства) [2, с. 86].
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности. Изучив основы лепки, дети сами комбинируют фигуры, творчески подходят к выполнению изделия. Изготовив его (изделие, дети сами выбирают оформление для своей поделки, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение [4].
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная часть с игрой [6, с. 86]. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Организация занятий в виде игры углубляет у детей дошкольного возраста интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: пластилин, тесто, снег, влажный песок. Комок пластилина в руках детей дошкольного возраста в процессе лепки приобретает роль определенного предмета: он может по нему похлопать ладошкой, надавить пальчиком, двигать по столу, при этом гудеть, изображая машину или самолет.
Дети дошкольного возраста изучают различные свойства пластилина, знакомятся с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у них развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Лепка может стать любимым занятием детей дошкольного возраста как правильно поставленный вид деятельности.
Лепка из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук и мозга. Работа по лепке из соленого теста в современных условиях педагогического процесса внесена в рамки непосредственно образовательной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по лепке из соленого теста.
Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега очень интересное увлекательное занятие. Обязательное условие для снега является достаточная влажность. Снег можно заготовить в любую погоду, складывая его в определенное место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения. Море положительных эмоций вызовет коллективная лепка снеговика или снежной крепости.
Любимое занятие детворы на прогулке летом – игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Обязательное условие для песка, как и для снега является достаточная влажность. Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол.
Таким образом, лепка как вид изобразительной деятельности совершенствует и развивает природное чувство осязание обеих рук, активное действие, которое ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому, дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.
Список использованной литературы.
1. Бурдейный М. А. Искусство лепки. – М. : Профиздат, 2009. – 104 с.
2. Кожохина С. К. путешествие в мир искусства. СПБ. :М. ,2003.- 86с.
3. Купальная, Е. В. Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка / Е. В. Купальная, Н. А. Цуканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 211-213. — URL : https://moluch.ru/archive/181/46645/ ( дата обращения: 28.01.2021)
4. Лыкова И. А. Лепим, Фантазируем, играем. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)
5. Макшанова И. А., Попова Н. В. «Лепка как средство развития творческих способностей дошкольников». – URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/08/31/lepka-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov ( дата обращения: 28.01.2021)
6. Хализова Н, Б, Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. : просвещение,1986. – 103с.
6. Художественное творчество в детском саду/Под редакцией Н. А. Ветлушной. М., 1972. - 86 с.