Алина Сорокина
Консультация «Кубик Блума» как метод развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать
«Кубик Блума» как метод развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста.
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребёнке навыки мышления? Какие приёмы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приёмов технологии, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума».
Публикация «Консультация „Кубик Блума“ как метод развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Использование приёма «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников.
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребёнку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути её разрешения.
Методика использования «Кубика Блума».
1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
• Назови.
• Почему.
• Объясни.
• Предложи.
• Придумай.
• Поделись.
2. Формулируется тема НОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать.
3. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог или один воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика – с него и должен начинаться вопрос.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например, «Назовите:
- как называется сказка, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.
- главных героев сказки «Колобок».
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: «Почему колобок так поступил? Для чего это уму надо?»
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
- Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.
- Объясни, почему Колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку.
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай, свою версию концовки сказки.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, «Как плохо, что (когда…», «Мне очень понравилось сказка, потому что ….»
Вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:
-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т. д.
-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?
-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.
-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
-Оцени. То есть, укажи все «плюсы» и «минусы».
Применение «Кубика Блума» по теме «Осадки, дождь» :
Опиши:-Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.
Сравни:-В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимойочень редко.
Предложи ассоциацию: -Грусть.
Сделай анализ:-Дождь — это вода, которая накапливается в небе.
Примени: -Можно собирать её для полива комнатных растений.
Почему: -Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.
Варианты использования «Кубика Блума» на занятиях
Возможны два варианта:
-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии – когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
-Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.
Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.