Макарова Есения
Консультация «Константин Дмитриевич Ушинский — великий педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Константин Дмитриевич Ушинский - великий педагог
Ушинский – это наш народный педагог, также как Пушкин – наш народный поэт, Ломоносов – первый народный ученый, Глинка – народный композитор, а Суворов – народный полководец.
Л. Модзалевский
Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. И конечно, его можно по праву считать основателем русской, и в частности, дошкольной педагогики. На просторах Интернета про К. Д. Ушинского мы найдём фразу «Он внёс ценнейший вклад в развитие мировой педагогики». Конечно, это совершенно верное высказывание, ведь именно Константин Дмитриевич Ушинский начал ломать систему образования в лучшую для педагогики сторону. Начал он с изменения порядка и методов воспитания в Гатчинском сиротском приюте и не прерывал связи своей жизни с усовершенствованием мировой педагогики.
За всю свою жизнь К. Д. Ушинский внёс огромный вклад в развитие педагогической науки. Он публиковался в «Журнале для воспитания», где обратили внимание на его педагогические идеи воспитания, он изменял методы обучения в Институте, выпускал статьи и книги для педагогов, а для малышей писал сказки и рассказы, которыми пользуются воспитатели и родители по сей день.
Огромной заслугой этого великого педагога я считаю то, что Константин Дмитриевич создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив её научно-психологическими данными. Он признавал теснейшую связь эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Смело скажу, что К. Д. Ушинский повернул мировую педагогику в нужное русло, он глубоко проанализировал теорию и практику воспитания.
По моему мнению, личностью человек не рождается, а становится. А само развитие личности – это процесс перехода из одного состояния в другое, при этом происходят количественные и качественные изменения. Безусловно, изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Ведущий процесс в развитии личности – воспитание, так как овладение действительностью у ребёнка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Исходя из определения понятия «развитие личности» делаем вывод, что «предметом воспитания» является сам человек. И тут нельзя не вспомнить ёмкие, верные слова К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
В своём замечательном педагогическом труде «Человек как предмет воспитания» Константин Дмитриевич Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным. Данная педагогическая идея направлена в первую очередь не только на университеты и школы, но и на учреждения дошкольного образования.
Игровая деятельность, несомненно, – это ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте, а сама игра является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств. «В игре ребёнок живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Исходя из этого, задачей первоначального обучения является преобразование тяжёлых и серьёзных занятий в более увлекательные и наглядные для ребёнка.
Также в труде «Человек как предмет воспитания» великий педагог выдвинул и обосновал требования к самому воспитателю в детском саду. Ушинский представлял воспитателя обладающим педагогический талантом, добрым, кротким человеком, но в то же время с твёрдым характером, который бы по страсти посвятил себя детям дошкольного возраста и, пожалуй, изучил всё, что нужно знать для того, чтобы занять их. Воспитатель, по мнению Константина Дмитриевича, должен обладать лучшими нравственными качествами, всесторонними знаниями и, конечно, любить свое дело и детей, служить для них в первую очередь примером для подражания, находить к каждому воспитаннику индивидуальный подход.
Я полностью согласна с требованиями К. Д. Ушинского к воспитателю, ведь это первый важный человек после мамы, человек, который появляется на жизненном пути ребёнка в самый ответственный момент его жизни. Смело отмечу то, что в своей будущей профессии я буду придерживаться данных требований.
К. Д. Ушинский писал: «Приступая к святому делу воспитания детей, мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание было далеко не удовлетворительно, что результаты его большею частью печальны и жалки и что, во всяком случае, нам надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас». Я считаю, что так должны поступать и воспитатели, и родители детей.
Хочется упомянуть книгу «Родное слово» К. Д. Ушинского. Это тот самый труд, в котором представлены рассказы, стихотворения, азбука, статьи, церковно-славянская грамота. «Родное слово» – это ценнейшее средство для эстетического, умственного, нравственного и духовного воспитания детей. Все входящие в эту книгу произведения великого педагога реалистичны, увлекательны, научно-познавательны, имеют свой педагогический характер и просто интересны для детей дошкольного возраста.
Константин Ушинский в этом своём труде затронул многие темы, чтобы в процессе обучения детей педагоги могли использовать художественное слово для успешного формирования представлений детей об окружающей действительности. Он писал рассказы для детей о людях. животных, растениях, мебели, одежде и о многом другом. Ненавязчиво воспитывал и учил их.
Рассказы и сказки Константина Дмитриевича Ушинского читать детям не только интересно, но и полезно!
Хочу подчеркнуть, что я прочитала также его научные труды. Мудрые мысли, идеи, взгляды и методы воспитания, которые обосновал великий педагог, мне стали понятны, и я даже успела их применить во время учебной и технологической практики.
К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Он выделял в своих работах то, что особенно актуально сейчас: необходимость развития у детей патриотизма, любви к Родине, чувства народного достоинства, чувства долга перед Родиной, любовь к героическому прошлому Родины, к её замечательным деятелям, писателям, учёным. Я согласна и с мнением Константина Ушинского о том, что педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у детей чувство долга и ответственность.
Всё глубже изучая биографию и труды К. Д. Ушинского, я всё больше понимаю, что это действительно великий педагог! Педагог, который внёс огромный вклад в развитие всей педагогики. Его идеи, принципы, методы и приёмы обучения используются по сей день и будут использоваться дальше.
Только истинный педагог мог сказать такие мудрые слова: «Я вижу в педагогике не науку, а искусство: но убеждён, что в теории этого искусства есть очень много такого, что совершено необходимо узнать людям, берущимся за практику воспитания и учения».