Дмитриева Светлана
Коммуникативные умения и способности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. К коммуникативным умениям педагога можно отнести :
1. умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
2. умения управлять своими эмоциями;
3. наблюдательность и переключаемость внимания;
4. социальная перцепция, т. е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
Публикация «Коммуникативные умения и способности педагога» размещена в разделах
5. умение "подавать себя" в общении с учащимися;
6. речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога. Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:
1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
2. умения правильно планировать свою речь, т. е. содержание акта общения;
3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т. д.);
4. умения обеспечивать обратную связь. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:
экспрессивных умений и способностей :
выразительность речи,
выразительность жестов,
выразительность мимики,
выразительность внешнего облика;
перцептивных умений и способностей :
умение понять состояние ученика,
умение установить с учеником контакт,
умение и способность составить адекватный образ ученика и т. д.
Стили педагогического общения
Стиль педагогического общения складывается из стиля отношения и стиля руководства.
Выделяют следующие стили отношений:
1. Устойчиво-положительный стиль отличает деловая реакция педагога на недостатки в учебной работе и поведении детей, ровный спокойный тон в общении с ними.
2. Пассивно-положительный стиль.
3. Неустойчивый стиль характерен для учителей, у которых отношение к детям зависит от своего настроения, здоровья, бытовых проблем.
4. Ситуативно-отрицательный стиль.
5. Устойчиво-отрицательный стиль в практике работы школы встречается не часто, но такое отношение педагога к учащимся очень тяжело сказывается на настроении детей, больно отзывается в их душе. («Как надоел мне ваш класс», «Не класс, а непроходимое болото», «Умничать научились, а писать грамотно – нет»).
Учителя с неустойчивым и отрицательным стилями отношения к детям вызывают отрицательное отношение и к себе, им не следует работать в школе.
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей общения было проведено в 1938 г. немецким психологом Куртом Левином. В этом исследовании была выведена классификация стилей общения, которую принято использовать и в наши дни. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
Модель I - «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель II - «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель III - «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и, прежде всего, не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель IV - «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто, требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель V - «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI - «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII - «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.
Проблема стилей общения достаточно активно разрабатывается и отечественными психологами такими как: Н. Ф. Маслова, А. А. Бодалев, В. А. Сластенин, В. А. Канн-Калик и др. Выделили и дали характеристику следующим стилям общения:
1. Авторитарный стиль («разящие стрелы» (по А. Н. Лутошкину).
Педагоги с авторитарным стилем руководства, проявляет ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, им присуща стереотипность и бедность оценок. Их руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Основные формы взаимодействия – приказ, указания, инструкции, выговор. Они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей. В работе преобладает деловой подход, водимые требования и правила вообще не разъясняются или разъясняются редко.
2. Демократичный стиль («возвращающийся бумеранг»).
Для демократического стиля характерен широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично стремление дать исчерпывающие ответы на детские вопросы, учесть индивидуальные особенности воспитуемых, отсутствие предпочтений одних детей над другими, стереотипность в оценках детей и их поведения. В работе учитель опирается на мнение коллектива, старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы. Педагог видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании школьников. Учитель старается наиболее оптимально распределять нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого ученика, развивает инициативу и самоуправление. Основные способы общения у такого педагога – просьба, совет, информация.
3. Либеральный стиль («плывущий плот»).
Это анархический, попустительский стиль руководства. Учитель не вмешивается в жизнь коллектива, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим подчас противоречивым влияниям. Педагог фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Он не имеет авторитета у детей.
Стиль отношений и стиль руководства создают стиль педагогического общения. В. А. Кан-Калик выделил следующие стили общения:
1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе общения лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно (а значит демократично) решать вопросы организации деятельности. Это наиболее продуктивный стиль общения.
2. Общение на основе дружеского расположения.
По отношению к воспитанникам педагог должен быть вежлив, сдержан, не допускать зубоскальства, рассказывания анекдотов, передразнивания. Нельзя дружеское расположение превращать в панибратство.
3. Общение-дистанция.
Общение-дистанция является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Этот стиль общения исследователи связывают в основном с неумением организовывать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. К нему иногда обращаются начинающие учителя. Продуктивное общение сформировать достаточно трудно, а молодые преподаватели нередко идут по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. У такого учителя в целом может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю («Стакого учителя в целом может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю("азнлушайте меня – я старше», «Вы не знаете – я знаю»). Несмотря на кажущийся внешний порядок, этот стиль общения ведет к педагогическим неудачам.
4. Общение-устрашение.
Этот стиль соединяет в себе отрицательное отношение к детям и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность. Типичные формы проявления общения-устрашения это: «Слушайте внимательно, а то поставлю двойку», «Вы у меня узнаете, я вам устрою…».
5. Общение-заигрывание.
При таком стиле общения педагог старается понравиться классу, завоевать ложный, дешевый авторитет путем проявления нетребовательности, либерализма. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения.
Все варианты стилей общения можно свести к двум типам:
- монологический тип (взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон);
- диалогический тип (диалог не состоится без равенства позиций воспитателя и воспитуемого).
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития
Продуктивная педагогическая деятельность происходит в атмосфере положительного отношения педагога к детям, демократической организации дела, увлеченности совместной творческой деятельностью.