Светлана Копосова
Коммуникативные игры как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность избранной темы определяется тем, что только в общении с другими детьми ребёнок учится взаимодействию с людьми и одновременно утверждению своих прав и позиций. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем к взрослым. Общение ребёнка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребёнка умений её выполнения. [1]
Публикация «Коммуникативные игры как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ прошлого убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться ему в социальном окружении, оценивать собственную личность и других людей, выражать чувства и отношение к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками будет проходить более эффективно, если в качестве обучающего средства использовать комплекс коммуникативных игр.
В нашей работе ставилась задача эффективности использования коммуникативных игр в развитии процесса общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.
На подготовительном этапе работы подобрали и изучили необходимую литературу, подобрали картотеку коммуникативных игр, направленных на развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и подготовили методические рекомендации для родителей, которые смогут помочь своему ребенку овладеть необходимыми ему коммуникативными умениями.
Был проведён подробный анализ в области наиболее важным аспектов данной тематики. В частности было уделено внимание описанию методов и методик исследования. Для выявления уровня сформированности навыков межличностного общения и определение степени сплоченности группы, была выбрана методика «Секрет» (по типу социометрии, автором которой является Я. Л. Коломинский.
Необходимо было выявить взаимоотношения детей в подготовительной к школе группе.
Для определения уровня развития коммуникативных способностей мы провели диагностику коммуникативной компетентности каждого ребенка с помощью методики «Картинки», составленную авторами Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной.
Полученные данные свидетельствовали о том, что 13% детей коммуникативной компетентности не имеют и обнаруживают полную беспомощность в общении со сверстниками, так как не могут найти самостоятельного выхода из конфликтной ситуации: на вопрос: «Что бы ты сделал на месте этой девочки (мальчика?» – ребенок ответил: «Не знаю». Ответы такого типа, не содержащие каких-либо самостоятельных решений конфликтной ситуации и свидетельствующие о низком уровне развития социальной компетентности.
Среди остальных ответов, содержащих самостоятельные решения,
35% занимают агрессивные выходы из ситуации («Всех побью», «Стук-ну»). Причем агрессивные выходы в разных конфликтных ситуациях, как правило, предлагались одними и теми же детьми. Отметим, что это является проявлением склонности к агрессии. Тем не менее, это средний уровень развития.
Миролюбивые и конструктивные решения конфликтных ситуаций были предложены более чем в половине случаев. Из них 30 % детей ограничились вербальными призывами к справедливости («Объясню, что так не поступают», «Скажу, что так неправильно», 22 % ответов содержали продуктивные и действенные решения («Поиграю в другие игры», «Подожду, пока они поиграют», «Починю поломанную игрушку», «Построю новый домик» и т. д.). Именно такого рода ответы свидетельствуют о достаточно высокой коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками.
Необходимо подчеркнуть, что около половины детей нуждаются в работе по развитию коммуникативной компетентности.
После проведения диагностики детей подготовительной группы на предмет развития навыков общения в рамках констатирующего исследования, были получены довольно тревожные результаты, причем трудность у детей возникала не только на почве неразвитых коммуникативных способностей, но и в плане групповой сплоченности. Проанализировав итоги диагностики детей, мы пришли к выводу, что нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения, используя для этого коммуникативные игры.
В процессе формирующего исследования нами был проведен цикл коммуникативных игр, в рамках которых было выделено 5 направлений:
1. Игры на установление контактов: «Волшебные слова», «Секрет», «Подарок», «Рукавички», «Луноход», «Приветствие гостей», «Прощание». Подобные игры развивали умение детей устанавливать контакт со сверстниками.
2. Игры на развитие вербальных и невербальных средств общения : «Маски», «Немое кино», «Люблю, не люблю» - развивали наблюдательность, выразительность движений: мимику и пантомимику, язык жестов. [3, C. 65]
3. Игры на сплочение группы» : «Путаница», «Поменяйтесь местами», «Неваляшка» - проводились на сплочение группы, развитие умения действовать сообща, оказывать поддержку, внимание к чувствам и действиям другого.
4. Игры на развитие коммуникативных навыков : «Сиамские близнецы», «Небоскреб», «Интервью» - развивали коммуникативные навыки, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов, развитие доверия и эмпатии, преодоление барьеров в общении.
5. Игры на ковриках-мирилках: «Доброе слово», «Зеркальное отражение» - формировали умение прощать, восстанавливать лад и мир в отношениях со сверстниками. [2, C. 25-27]
Дети в совместных играх присматривались друг к другу, оценивали друг друга и в зависимости от таких оценок проявляли или не проявляли взаимные симпатии. Возникала личностная избирательность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе.
Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвовали в играх. Через некоторое время стали включаться в игру и те дети, которые поначалу просто наблюдали. После такой совместной деятельности у детей повышалось настроение, что стимулировало их на самостоятельную организацию последующих действий «вместе». В дальнейшем, по желанию детей, коммуникативные игры проводились в любую свободную минуту.
На первых этапах инициатива полностью принадлежала нам, затем дети стали просить нас поиграть с ними, а позже некоторые из них начали сами организовывать простые коммуникативные игры между собой.
В заключении мы отмечаем, всем детям свойственно стремление к общению, они наблюдают друг за другом, обращаются с просьбами, подают упавшую вещь или молча слушают. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт, с кем хочется. Это свидетельствует о том, что ребенка следует учить правилам общения, развивать их самостоятельность и самооценку. А начинать обучение детей основам коммуникации следует как можно раньше, используя для этого разнообразные коммуникативные игры.
Изучение развития общения старших дошкольников посредством коммуникативных игр, показало:
1. Комплекс игр, включенный в учебно-воспитательный процесс способствует эффективному развитию общения.
2. Общение со сверстниками зависит от статусного положения каждого члена группы, с популярными детьми сверстники охотнее общаются.
3. Анализ теоретических источников позволил отобрать и организовать материал для проведения исследовательской части работы наиболее логически, с применением приемлемых способов, соответствующих поставленной цели исследования.
4. Исследовательская деятельность в подготовительной группе была достаточно продуктивна. Подобранный игровой комплекс способствовал развитию общения старших дошкольников со сверстниками.
Таким образом, проведенная нами работа позволяет утверждать, что, включение коммуникативных игр в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения помогает развить навыки общения детей со сверстниками.
Литература
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155. [Электронный ресурс]. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ ( дата обращения: 31.01.2022).
2. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М. : Издательство «Аркти», 2008. – 96 с.
3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
4. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012 г. - 224 с.
5. Еремина М. Уроки общения. Игры-мирилки // Растем вместе/ № 3 (27) /2013. С. 16.