МААМ-картинки

Коммуникативные игры как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Светлана Копосова
Коммуникативные игры как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность избранной темы определяется тем, что только в общении с другими детьми ребёнок учится взаимодействию с людьми и одновременно утверждению своих прав и позиций. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем к взрослым. Общение ребёнка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребёнка умений её выполнения. [1]

Темочки:

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ прошлого убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться ему в социальном окружении, оценивать собственную личность и других людей, выражать чувства и отношение к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками будет проходить более эффективно, если в качестве обучающего средства использовать комплекс коммуникативных игр.

В нашей работе ставилась задача эффективности использования коммуникативных игр в развитии процесса общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.

На подготовительном этапе работы подобрали и изучили необходимую литературу, подобрали картотеку коммуникативных игр, направленных на развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и подготовили методические рекомендации для родителей, которые смогут помочь своему ребенку овладеть необходимыми ему коммуникативными умениями.

Был проведён подробный анализ в области наиболее важным аспектов данной тематики. В частности было уделено внимание описанию методов и методик исследования. Для выявления уровня сформированности навыков межличностного общения и определение степени сплоченности группы, была выбрана методика «Секрет» (по типу социометрии, автором которой является Я. Л. Коломинский.

Необходимо было выявить взаимоотношения детей в подготовительной к школе группе.

Для определения уровня развития коммуникативных способностей мы провели диагностику коммуникативной компетентности каждого ребенка с помощью методики «Картинки», составленную авторами Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной.

Полученные данные свидетельствовали о том, что 13% детей коммуникативной компетентности не имеют и обнаруживают полную беспомощность в общении со сверстниками, так как не могут найти самостоятельного выхода из конфликтной ситуации: на вопрос: «Что бы ты сделал на месте этой девочки (мальчика?» – ребенок ответил: «Не знаю». Ответы такого типа, не содержащие каких-либо самостоятельных решений конфликтной ситуации и свидетельствующие о низком уровне развития социальной компетентности.

Среди остальных ответов, содержащих самостоятельные решения,

35% занимают агрессивные выходы из ситуации («Всех побью», «Стук-ну»). Причем агрессивные выходы в разных конфликтных ситуациях, как правило, предлагались одними и теми же детьми. Отметим, что это является проявлением склонности к агрессии. Тем не менее, это средний уровень развития.

Миролюбивые и конструктивные решения конфликтных ситуаций были предложены более чем в половине случаев. Из них 30 % детей ограничились вербальными призывами к справедливости («Объясню, что так не поступают», «Скажу, что так неправильно», 22 % ответов содержали продуктивные и действенные решения («Поиграю в другие игры», «Подожду, пока они поиграют», «Починю поломанную игрушку», «Построю новый домик» и т. д.). Именно такого рода ответы свидетельствуют о достаточно высокой коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками.

Необходимо подчеркнуть, что около половины детей нуждаются в работе по развитию коммуникативной компетентности.

После проведения диагностики детей подготовительной группы на предмет развития навыков общения в рамках констатирующего исследования, были получены довольно тревожные результаты, причем трудность у детей возникала не только на почве неразвитых коммуникативных способностей, но и в плане групповой сплоченности. Проанализировав итоги диагностики детей, мы пришли к выводу, что нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения, используя для этого коммуникативные игры.

В процессе формирующего исследования нами был проведен цикл коммуникативных игр, в рамках которых было выделено 5 направлений:

1. Игры на установление контактов: «Волшебные слова», «Секрет», «Подарок», «Рукавички», «Луноход», «Приветствие гостей», «Прощание». Подобные игры развивали умение детей устанавливать контакт со сверстниками.

2. Игры на развитие вербальных и невербальных средств общения : «Маски», «Немое кино», «Люблю, не люблю» - развивали наблюдательность, выразительность движений: мимику и пантомимику, язык жестов. [3, C. 65]

3. Игры на сплочение группы» : «Путаница», «Поменяйтесь местами», «Неваляшка» - проводились на сплочение группы, развитие умения действовать сообща, оказывать поддержку, внимание к чувствам и действиям другого.

4. Игры на развитие коммуникативных навыков : «Сиамские близнецы», «Небоскреб», «Интервью» - развивали коммуникативные навыки, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов, развитие доверия и эмпатии, преодоление барьеров в общении.

5. Игры на ковриках-мирилках: «Доброе слово», «Зеркальное отражение» - формировали умение прощать, восстанавливать лад и мир в отношениях со сверстниками. [2, C. 25-27]

Дети в совместных играх присматривались друг к другу, оценивали друг друга и в зависимости от таких оценок проявляли или не проявляли взаимные симпатии. Возникала личностная избирательность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе.

Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвовали в играх. Через некоторое время стали включаться в игру и те дети, которые поначалу просто наблюдали. После такой совместной деятельности у детей повышалось настроение, что стимулировало их на самостоятельную организацию последующих действий «вместе». В дальнейшем, по желанию детей, коммуникативные игры проводились в любую свободную минуту.

На первых этапах инициатива полностью принадлежала нам, затем дети стали просить нас поиграть с ними, а позже некоторые из них начали сами организовывать простые коммуникативные игры между собой.

В заключении мы отмечаем, всем детям свойственно стремление к общению, они наблюдают друг за другом, обращаются с просьбами, подают упавшую вещь или молча слушают. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт, с кем хочется. Это свидетельствует о том, что ребенка следует учить правилам общения, развивать их самостоятельность и самооценку. А начинать обучение детей основам коммуникации следует как можно раньше, используя для этого разнообразные коммуникативные игры.

Изучение развития общения старших дошкольников посредством коммуникативных игр, показало:

1. Комплекс игр, включенный в учебно-воспитательный процесс способствует эффективному развитию общения.

2. Общение со сверстниками зависит от статусного положения каждого члена группы, с популярными детьми сверстники охотнее общаются.

3. Анализ теоретических источников позволил отобрать и организовать материал для проведения исследовательской части работы наиболее логически, с применением приемлемых способов, соответствующих поставленной цели исследования.

4. Исследовательская деятельность в подготовительной группе была достаточно продуктивна. Подобранный игровой комплекс способствовал развитию общения старших дошкольников со сверстниками.

Таким образом, проведенная нами работа позволяет утверждать, что, включение коммуникативных игр в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения помогает развить навыки общения детей со сверстниками.

Литература

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155. [Электронный ресурс]. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ ( дата обращения: 31.01.2022).

2. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М. : Издательство «Аркти», 2008. – 96 с.

3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.

4. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012 г. - 224 с.

5. Еремина М. Уроки общения. Игры-мирилки // Растем вместе/ № 3 (27) /2013. С. 16.

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Коллаж — средство развития творчества детей старшего дошкольного возрастаКоллаж — средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Коллаж- одна из самых любимых моих техник в творчестве с детьми. Коллаж относится к разряду смешанных техник. В коллаже сочетаются рисование.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников Из публикации Оксаны Столь узнала о том, что 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные игры как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Опубликовано: 22 октября 2024 в 08:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативные игры как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Копосова (УИ 3481026) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД