Наталья Свирко
Компьютерные игры в детском возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Наталья Свирко
Компьютерные игры в детском возрасте.
Автор статьи : Наталья Свирко
Воспитатель МБДОУ № 81, г. Прокопьевск
2018 год.
В настоящее время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что очень сложно представить себе её без этой умной машины. Нынешнее поколение детей родились и растут в мире, где компьютер – такая же обыденная вещь, как телевизор, чайник, автомобиль или электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, в которую можно играть, как и в любую другую игрушку. Однако родителей очень волнует влияние компьютера на здоровье их детей. Безопасен ли он? Или же всё-таки есть подводные камни в использовании компьютера детьми?
Публикация «Компьютерные игры в детском возрасте» размещена в разделах
Этим опасениям есть основания, но не потому, что компьютер «излучает что-то страшное» и «может ударить током» (современные модели компьютеров, давно ничем подобным не грозят). Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство – в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму его дурное влияние на своё здоровье (испорченное зрение, искривление позвоночника и психологическая зависимость). Вот именно поэтому, приобретая для своего ребенка компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную - мы должны понимать, что на нас, взрослых, ложится огромная ответственность за то, пользу или вред принесёт это «чудо техники».
Многие психологи утверждают, что знакомить ребенка с компьютером можно в любом возрасте, даже с самого раннего. При разумном подходе и с участием родителей, компьютеры могут служить мощным стимулом к развитию малыша и богатейшим подспорьем в обучении детей всех возрастов.
Ведь на экране монитора оживают не только любые фантазии ребенка, герои книг и сказок, оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, как похожий на реальный, так и отличающийся от него. В компьютерных играх ребёнок получает обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у малыша развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться только с 6-7 лет.
В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши на клавиатуре, что развивает мелкую мускулатуру рук и моторику пальцев. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так без дополнительных специальных занятий у ребёнка развивается необходимая зрительно-моторная координация.
Не следует забывать, что одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. В них ребёнок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли. Это учит ребёнка мыслить без опоры на внешние предметы. Он легко сможет читать «про себя», не проговаривая текст шёпотом, считать без перебора пальчиков и указания на предметы.
Привлечение компьютера для занятий даже с маленьким ребенком уже признано большинством родителей настоящим инструментом, который превращает обучение в развлечение и способствует развитию интеллекта ребенка. Не только психологи, но и родители, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Это закономерно, т. к. детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным. Современные компьютеры постепенно вытесняют в быту телевизоры, взяв на себя функции последних. Сейчас компьютер для ребёнка — это и интернет (где больше всего детей интересуют онлайн-игры, и обучающие программы, и просмотр мультфильмов, кинофильмов, видеороликов. Поэтому то время, которое раньше ребёнок проводил перед экраном телевизора, сегодня он сидит перед монитором компьютера (ноутбука).
Но в то же время мы не смеем отрицать, что компьютер для детей – это вред. В первую очередь, страдают зрение и осанка. Так или иначе, возникает эмоциональная и психологическая нагрузка от мультфильмов и компьютерных игр. Малоподвижный образ жизни не самым лучшим образом сказывается на развитии малыша. Но чтобы всего этого не произошло, родители должны помнить, сколько времени должен находиться их ребенок перед экраном монитора. Учитывая тенденции эры глобальной компьютеризации, актуальные для второго десятилетия 21-го века, нормы времени, которое можно сидеть за компьютером детям, следующие:
5 лет 1 час в день
6 лет 1 час 15 минут в день
7-9 лет 1,5 часа в день
10-12 лет 2 часа в день
13-14 лет 2,5 часа в день
15-16 лет 3 часа в день
Несмотря, на все нормы, не нужно забывать, что перерывы в нахождении за компьютером всё же должны быть.
С какого возраста допускать ребенка к компьютеру? Этот вопрос требует персонального подхода в каждой семье. Начинать общение с компьютером можно с прослушивания детских песенок и сказок. Можно доверить малышу двигать мышку самостоятельно, включать картинки со сказками. А еще – обязательно ознакомить с действием клавиш на клавиатуре! Приблизительно в трехлетнем возрасте можно показать малышу языковые игры. Он с удовольствием будет смотреть на яркие цветные буквы, повторять их самостоятельно или вместе с вами. Есть много чудесных игр, с помощью которых ребенок научится распознавать цвета и фигуры, узнает о размерах, высоте и расстояниях. А также изучать азбуку и цифры
В заключении хотелось бы сказать, что компьютер – это, безусловно, большой помощник, в закладывании у ребёнка тех или иных навыков. Но о временных рамках нахождения за ним не стоит забывать. И это уже ложиться на плечи нас, взрослых.