Галяткина Ольга
Консультация для родителей «Компьютерные игры и их влияние на ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: просвещение родителей по теме «Компьютер и дошкольник».
Задачи консультирования:
1. Акцентировать внимание родителей на возможные проблемы, возникающие у детей при работе с компьютером.
2. Дать родителям рекомендации, при помощи которых ребенок будет познавать компьютер с пользой.
Оборудование: чистые листы бумаги, ручки.
Предварительная работа: воспитатель до консультации проводит анкетирование родителей.
Публикация «Консультация для родителей „Компьютерные игры и их влияние на ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Компьютер и дети. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Современные дети очень много общаются с телевидением и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видеоряд.
На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него.
С какого возраста разумнее всего разрешать ребенку сидеть за «чудо-машиной»?
Врачи утверждают, что малыш начиная с трех лет может сидеть за компьютером, но не более получаса в день. В возрасте с 6 до 12 лет — час. А начиная с 12 лет можно разрешать проводить перед монитором и два часа в день. Но стоит помнить, что компьютер дает нагрузку на глаза, поэтому через каждые пятнадцать минут стоит сделать перерыв. Еще лучше, если Вы обучите ребенка делать специальную гимнастику для глаз: вертикальные и горизонтальные движения глазными яблоками или просто часто поморгать.
Чему компьютер может научить ребенка?
В возрасте от 2-х до 6-ти лет малыши уже начинают осваивать компьютер. Начать обучение можно с изучения цифр, букв (как русских, так и английских, а также различных знаков. Для этого Вам понадобится любой текстовый редактор. Со временем ребенок сможет писать целые слова, а позже даже предложения. При этом он будет видеть свои ошибки и сможет их самостоятельно исправлять. Управляя мышкой, можно развивать реакцию у малыша. Как известно, ребенок лучше учится, играя. Сегодня в Интернете представлен широкий выбор развивающих игр на любой вкус и цвет. С их помощью можно познать азы многих наук: геометрии, иностранных языков, арифметики или грамматики.
Используя стандартный редактор Paint (или другие интересные программы для детей, можно обучиться рисованию. Ведь рисовать мышкой гораздо сложнее, чем кистью. Это, в свою очередь, будет развивать моторику рук. Игры, где происходит сбор картинок (по принципу пазлов, прохождение заданий или где нужно оперировать неопределенными вещами, а их силуэтами и копиями, развивают логическое мышление.
Видеоигры, где предметы нужно складывать определенным образом или дорисовывать недостающие части, развивают фантазию. Объемное восприятие развивают задания, где требуется собрать определенную фигуру. Программы, в которых необходимо раскрасить персонажей или поиграть с цветами, помогают воспринимать искусство. А музыкальные игры помогут разбудить любовь к музыке и выучить ноты.
Детей от 6-ти до 9-ти лет уже можно обучать работать с информацией. Для начала это лучше делать в игровой форме. Научите ребенка самостоятельно открывать папки и файлы. Объясните ребенку, что с помощью компьютера можно не только играть, но и узнавать много интересных вещей. Сейчас существует огромное количество детских сайтов, где ребенок может играть в развивающие игры и параллельно познавать всемирную паутину. В таком возрасте не стоит оставлять его самого за компьютером, так как он еще не понимает многих вещей и может скачать информацию, кишащую вирусами.
Итак, социальные сети. Некоторые родители считают, что они приносят только вред. И в чем-то они правы. Первое, что может произойти в сети — это плохое влияние. Но от этого ребенка не убережешь и на улице. На каждом углу можно встретить такого «доброжелателя». Уберечь от этого может только правильное объяснение, «что такое, хорошо и что такое плохо». Второе — это длительное время провождения за компьютером. Даже взрослые говорят, что такое общение затягивает, а что уж говорить о детях. В таком случае стоит составить договор, что час сидишь в сети, а потом учишь уроки или занимаешься другими делами. Из полезного стоит выделить, что ребенок не теряет связи со своими друзьями, с которыми он познакомился в оздоровительном лагере или на отдыхе. Стоит составить распорядок дня ребенка таким образом, чтобы виртуальная жизнь не вытесняла реальную.
Онлайн-игры — это игры, в которых принимают участие люди со всего мира. Чему могут научить: логическое и стратегическое мышление, умение находить общий язык с людьми и действовать в команде, улучшить знание английского языка, так как игровой сленг связан с ним напрямую. А сколько может принести вреда? Да сколько хотите. Первое — это зависимость, когда ребенок абсолютно забывает о реальном мире и погружается в виртуальный. Второе — агрессию, так как нужно добиться определенного успеха, а у вашего чада это не получается. И тогда он ходит раздражительный и злой. Перечислять все недостатки можно долго. Но для того чтобы их не было, нужно помнить, что все хорошо в меру. И тогда не будет никаких проблем с играми.
Не стоит опасаться пагубного влияния компьютера, при правильном подходе он будет приносить только пользу. Причем очень часто — неоценимую. Навыки владения «чудо-машиной» обязательно пригодятся ребенку в будущем. А для того чтобы «комп» стал верным другом, родителям тоже необходимо повышать свой навык владения им, чтобы понимать, чем увлечены дети, и разделять их успехи. Поэтому станет он верным другом или врагом, зависит только от нас.
Современные технологии, которые приходят в нашу жизнь, не только приносят пользу, но и создают ряд проблем. Актуально это и для всеобщей компьютеризации. Компьютер дома — это уже не роскошь, а необходимая вещь. И современный человек должен уметь им пользоваться. Обучение работе на компьютере стало важной частью и в воспитании подрастающего поколения. Хорошо, если с раннего возраста ребенок будет знать азы работы за компьютером, уметь найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте или заархивировать «тяжелый» файл. Но осваивая компьютер, ребенок, как правило, в первую очередь увлекается компьютерными играми. Как влияют компьютерные игры на психическое развитие ребенка? И можно ли извлечь пользу из такого увлечения? Многие компьютерные игры содержат в себе сцены насилия. И ребенок, играя в них, погружается в мир, где он довольно натуралистично вскрывает врагам животы или расстреливает людей в упор. Существует опасение, что при этом он привыкает к виду крови и трупов и переносит агрессию и спокойное отношение к насилию в реальную жизнь.
Ряд опытов, проведенных учеными, показали, что сразу после просмотра агрессивных видеосюжетов ребенок действительно может становиться более агрессивным. Но исследований насчет того, насколько длителен этот эффект и могут ли подобные игры влиять на мировоззрение и поведение ребенка в целом, пока нет. Наверняка в ближайшее время ученые изучат эту проблему и предоставят результаты на суд общественности. А пока родители могут самостоятельно определить свое отношение к этой проблеме. Проще всего «в качестве профилактики» оградить ребенка от слишком кровожадных игр.
Но компьютерные игры могут принести пользу и стать помощником в развитии у ребенка целого ряда нужных и полезных навыков. Речь идет о развивающих играх.
Развивающие игры нужны!
Развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на целый ряд психических процессов ребенка. Современная педагогика использует новые компьютерные технологии для обучения детей уже в дошкольном возрасте.
С помощью развивающих компьютерных игр ребенок учится:
- мыслить логически и включать рассудочную деятельность, запоминать достаточно большие объемы информации, развивать мелкую моторику рук и глаз,
- развивать образное мышление, быть собранным и внимательным в нужные моменты;
- развивать пространственное мышление.
Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, задумываться над тем, к чему они приведут, т. е. делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации. Важно также, что с помощью логических игр ребенок учится искать разные пути решения задачи и быстрее осваивает многие понятия.
Развивающие игры могут быть очень разнообразными, рассчитанными на разный возраст и характер ребенка. Определенная игра тренирует какие-то конкретные навыки, поэтому внимательно выбирайте игрушку, в зависимости от задачи, которую хотите поставить ребенку. Существуют также игры для девочек и мальчиков, в которых учитываются особенности их психики.
Лучше всего выбирать игры умеренной сложности и постепенно предлагать более трудные задачи. Для подвижных непоседливых детей предпочтительнее игры покороче и подинамичнее. Спокойным детям можно предлагать более длинные игры.
А чтобы компьютер не представлял угрозы для ребенка, установите у себя в семье особые правила, своеобразную технику безопасности для детей.
Используйте возможности компьютера для того, чтобы помочь ребенку приобрести новые навыки и развить нужные психические характеристики. Но помните об опасностях злоупотреблений. Тогда компьютерные игры принесут вашему ребенку только пользу!
Советы по профилактике игровой компьютерной зависимости:
1. Договоритесь с ребенком о максимальной продолжительности игры.
2. Контролируйте процесс сами или воспользуйтесь специальными программами контроля времени.
3. Старайтесь так организовать время ребенка, чтобы он не играл за компьютером ежедневно.
4. С самого раннего возраста выявляйте способности ребенка. Если ребенок увлечется каким-то видом деятельности, то все компьютерные игры отодвинутся на второй план.
5. Полезно с раннего возраста приучать ребенка к стабильному режиму дня. Тогда он не будет в любой свободный момент рваться к компьютеру.
6. Гимнастика глаз.
Специальная гимнастика для глаз выполняется после того, как ребенок закончил занятия на компьютере. Она включает несложные упражнения, которые необходимо делать в течение 2–3 минут.
«Моргание»
Закрыв глаза, медленно сосчитать до 5. Открыть глаза, быстро поморгать. Повторить 3 раза.
«В разные стороны»
Медленно двигать глазами из позиции «прямо перед собой» в указанных направлениях, возвращая каждый раз взгляд в положение «прямо». Голова при этом должна оставаться неподвижной. Прямо — вверх, прямо — вниз, прямо — вправо, прямо — влево.
Повторить 3–4 раза.
АНКЕТА для родителей
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
1. Есть ли у Вас компьютер дома?
• Да
• Нет
2. Для чего ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер?
• Смотрит видеоролики, слушает аудио-сказки.
• Играет.
• Занимается по специальным детским развивающим программам.
• Ребенку не разрешаем пользоваться компьютером.
3. Следите ли вы за тем, чем ребенок занимается за компьютером?
• Да.
• Нет.
• Стараюсь, но не всегда получается.
4. С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?
• Компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию. (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию).
• Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
• Нет положительных моментов в использовании компьютера.
5. Что Вы можете сказать про себя.
• Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета.
• Активный пользователь Интернет.